ЧЁРНЫЕ ПАНТЕРЫ — Леворадикал

ЧЁРНЫЕ ПАНТЕРЫ

black-panthersСтатья представляет собой краткое изложение доклада по «Черным пантерам», проходившего на теоретическом семинаре ДСПА, а так же последовавшей за ним дискуссии. Основным источником информации для докладчика стала книга Хью П. Ньютона «Ревоюционное самоубийство».

пантерыПартия «Черная пантера – партия за самооборону» — организация чернокожих, ставившая своей целью защиту и освобождение чернокожего населения США в 60-70-е годы. Сейчас сложно судить об этой партии однозначно. Безусловно, за время своего существования она стала не только весомой политической силой, но и значимым культурным явлением. О симпатиях к пантерам в разное время заявляли Джон Леннон, Дженис Джоплин, группа Joy Division. Пантеры оказали решающее влияние на формирование американского рэпа – Public Enemy, 2pac и других. С другой стороны официальная история черных пантер носит неизгладимый отпечаток американской буржуазной пропаганды, которая не стеснялась в выражениях, чтобы выставить пантер вооруженными чернокожими беспредельщиками, промышляющими рэкетом и грабежами. Зерно правды в этом есть – сам Хью Ньютон признавался, что пантеры использовали для поддержки партии и общин деньги, добытые с помощью криминала. Наконец, в организации, несмотря на общую социалистическую направленность, было много националистов и расистов, которые открыто критиковали руководство партии и призывали к войне не уничтожение против белых.

Поэтому, в рамках этой статьи нам представляется бессмысленным вникать в то, что в истории черных пантер является правдой, а что – вымыслом. Следует, прежде всего, сосредоточиться на анализе идеологии и легальной практики пантер. И то и другое отражено в работах основателя и главного идеолога – министра обороны партии Хью П. Ньютона. Его идеи и практические выводы изложены в работах «О правильном подходе к революции», «Движение за освобождение женщин и гомосексуалистов», «Пробуждение сознания» и автобиографии «Революционное самоубийство».

Хью Ньютон

Черные пантеры

Поскольку всё, что сделали пантеры во время своего расцвета – во многом итог деятельности этого человека, следует подробнее остановиться на его биографии.
Хью Перси Ньютон родился 17 февраля 1942 года в Монро, штат Луизиана, в бедной многодетной семье чернокожего священника. В школу он начал ходить в Окленде, штат Калифорния, там же он впервые столкнулся с белым расизмом. По его собственным словам все белые дети автоматически записывались в «умницы», а чернокожие – в «тупицы». Белые являлись одновременно примером для подражания и недостижимым идеалом – по выражению Ньютона, он относился к белым со «странной смесью восхищения и ненависти». В результате большинство чернокожих детей старались прогуливать занятия. Об эффективности такой системы образования говорит тот факт, что по окончании средней школы, Хью и большинство его сверстников были «функционально безграмотными» т. е. фактически могли читать только ограниченный набор простых фраз и писать только некоторые слова.

Читать Хью научился уже будучи подростком по книге Платона «Государство». Он перечитывал ее несколько раз, сначала не вникая в суть написанного. Потом он начал обращать внимание на идеи – самое большое влияние на него оказала знаменитая метафора Платона об узниках в пещере. Платон описал узников, сидящих в темной пещере спиной к входу. О том, что происходит в реальности, они могут судить только по перемещению теней на задней стенке пещеры, и уверены, что реальный мир именно таков. Таким же образом и большинство людей, не вооруженных методом познания, судит об окружающем мире.

Поступив в 1959 году в колледж, он продолжил читать философские труды Аристотеля, Юма, Декарта, затем экзистенциалистов, специальные работы по психофизиологии, биологическому бихевиоризму, в том числе Павлова и Скиннера. В политике Ньютон интуитивно занимает антиправительственную позицию по всем вопросам, например, поддерживая Фиделя Кастро. Этот же период Ньютон участвует в различных дискуссионных кружках чернокожих, где пропагандируются идеи черного национализма. Однако большинство из них являются богемными и не принимают необразованных бедняков. В частности Ньютон описывает, как он первый раз пришел в «Ассоциацию афроамериканцев», где ему первым делом указали на его невежество. Из этого Ньютон сделал важный вывод, что всегда и со всеми политический активист должен быть вежливым и терпеливым, «пусть даже оппонент будет законченным буржуа» — свою позицию надо объяснять максимально подробно и благожелательно.

Политическая позиция. Маоизм.

Ньютон подробно не описывает свой переход от национализма к социализму – лишь говорит что, в студенческих кругах было много марксистов, в дискуссиях с которыми он пришел к выводу, что без социализма невозможно освобождение бедняков, а так же «понял связь расизма с капиталистической системой».

Какую именно социалистическую литературу читал Ньютон в этот период – он не упоминает. В частности нет упоминаний ни о Марксе, ни о Ленине. Зато в книге несколько раз упоминается, что в процессе обучения он прочел четырехтомник Мао Цзэдуна, а так же книгу Че Гевары «Партизанская война». В частности, поэтому платформа «Черных пантер» обычно определяется как маоистская.

Почему именно маоизм? Мы знаем, что основной идеей, отличавшей учение председателя Мао от построений самого Маркса и Ленина, была идея народной революции в противовес революции пролетариата. Эта идея была обусловлена культурным наследием Китая с одной стороны, и аграрным характером экономики в этой стране с другой. Опору для революции Мао видел в многомиллионных крестьянских массах – этим же обусловлено еще одна отличительная особенность маоизма – заигрывание с национализмом. Эти два фактора оказали решающее влияние на то, что именно маоизм стал наиболее привлекательной идеологией для массы национально-освободительных движений стран третьего мира (Коммунистической Партии Перу, Филиппин, Индийской партии народной войны, Пролетарской партии Пурба Бангла и других ). Во-первых, большинство этих стран – аграрные. Во-вторых, в их борьбе ярко выражен акцент на национальное освобождение. Можно сказать, что маоизм этих движений реакция на существующую социальную базу и угнетение по национальному признаку.

Это же мы видим и в случае с населением черных окраин американского Юга. Фактически чернокожее население Юга США составляло резервную армию труда, и в большинстве случаев могло рассчитывать лишь на кратковременную занятость. Т.е. негры в основном занимали маргинальное положение в системе производственных отношений, основными источниками дохода для них были временные заработки, грошовые пособия и криминал. Возможно, именно поэтому построения Маркса относительно трудовой теории стоимости, или слова Ленина о прогрессивной роли капитализма не произвели на идеологов пантер должного впечатления. Что касается формирования взглядов пантер на революционную практику то здесь необходимо, прежде всего, упомянуть Малколма Икса.

Практика. Малколм Икс.

Малколм Икс (Малколм Литтл) был к тому времени довольно известным исламским проповедником и активистом движения освобождения чернокожих. Он начинал как довольно радикальный сторонник черного расизма и активист движения «Нация ислама». Псевдоним «Икс» свидетельствовал о том, что Малколм отказался от своего рабского происхождения и данной ему белыми фамилии. Так вот, основной идеей, повлиявшей на сознание Ньютона, стала идея Икса о необходимости вооруженного сопротивления беспределу белых, в пику идее непротивления злу насилием, которую продвигал другой общественный деятель – Мартин Лютер Кинг.

Помимо этого Ньютон как практик сформировался в процессе изучения юриспруденции. Правом он, по собственному признанию стал заниматься для того, «чтобы повысить свою квалификацию взломщика». Учась в колледже, Ньютон зарабатывал на жизнь криминалом, начиная от мошенничества в магазинах, которое он подробно описывает на страницах своей автобиографии, заканчивая взломом машин, богатых домов и вооруженными ограблениями. Несколько раз Хью защищал себя в суде и понял, что знание законов является очень сильным оружием в борьбе с полицейским беспределом. Так и сформировалось представление Хью Ньютона о практической деятельности как необходимости – противодействия полицейскому насилию на улицах черных кварталов с помощью закона и запугивания.

Судя по всему, полицейский террор в южных штатах имел беспрецедентный размах. Если верить Ньютону, копы устраивали настоящие сафари в черных районах, а выглядящий подозрительно чернокожий мог быть запросто застрелен. В споре между белым и негром полиция не только становилась на сторону белого, но и старалась навесить на чернокожего побольше нарушений. Большинство судов над чернокожими проводились предвзятыми судьями, почти без защиты и с составом присяжных выходцев из белого среднего класса.

Идея вооруженного сопротивления полицейским была, конечно, слишком радикальна, поэтому Ньютон и его товарищ Бобби Сил были осторожны. Они продолжали заниматься студенческим активизмом, в частности предложили радикальным студенческим организациям провести кампанию по введению в учебный план курса «Истории афроамериканцев». В ходе кампании Ньютон и Сил предложили выставить на одном из митингов охрану, которая будет демонстративно носить револьверы, однако эта идея показалась слишком радикальной и привела к разрыву Ньютона и Сила с левыми студенческими кружками.

Толчком к созданию собственной партии послужило убийство Икса – своего рода момент осознания необходимости. В первый состав партии входили три человека – Бобби Сил, Хью Ньютон и Бобби Хаттон. Они начали посещать черные кварталы и разговаривать с чернокожей беднотой, объясняя им их права по части ношения оружия и противодействия незаконным действиям полиции. Кроме того они начали сами патрулировать улицы. Увидев, что полицейский остановил чернокожего, активисты «Черной пантеры» подходили поближе, демонстративно выставив оружие, Ньютон открывал Гражданский Кодекс и начинал вслух зачитывать из него отрывки. Мгновенно собиралась толпа зевак, и полицейские в панике отступали.

Мы видим, что пантеры начали как социальное движение, направленное на решение одной конкретной проблемы. Позднее была написана программа Пантер, включавшая 10 пунктов политических и экономических требований. В их число входили – обязательное обеспечение чернокожих работой или доходом, достойным жильем, выплата репараций за столетия рабства, освобождение чернокожих от военной службы. Еще позже, когда движение стало массовым, добавился выпуск газеты, правозащитная деятельность и другие инициативы, например «программы по выживанию».

Борьба на улицах и в сознании.

Черные пантеры

Черные пантеры уделяли большое внимание имиджу, как своему, так и имиджу своих оппонентов. Ньютон считал, что победа в борьбе во многом зависит от победы в символическом поле, так сказать, осуществления культурной гегемонии. Поэтому пантеры всерьёз занялись этим аспектом политической борьбы.

Название партии символизировало хищника, который никогда не нападает первым, но при этом смертельно опасен в бою. Полицейских пантеры стали называть свиньями. Сейчас это может показаться тривиальным, но надо учитывать, каким статусом и уважением у американской буржуазии пользовались копы в середине ХХ века. Поэтому использование термина «свинья» в отношении копов стало своего рода нововведением – последние даже провели ответную пиар-кампанию в стиле «Хрюшка – это прикольно», но момент был уже упущен.

Столкнувшись с толпой вооруженных негров, которые хорошо знают законы, и чтят их (а пантеры следовали букве закона почти с маниакальной точностью) полицейские стали очень быстро терять лицо и выхватывать оружие. Чтобы получить психологический перевес в таких противостояниях пантеры массово перешли на ношение дробовиков. Власти Юга отреагировали мгновенно – уже в 1967 году сенатом штата Калифорния был принят закон о том, что ношение заряженного оружия является противозаконным. В то время было полно всевозможных вооруженных формирований, в основном ультра-правого толка: минитмены, рейнджеры, Ку-Клукс-Клан, которые имели у себя целые арсеналы оружия, но при этом не занимались патрулированием – поэтому закон не бил по ним так сильно как по пантерам. Они были вынуждены прекратить патрулирование.

Однако в это время, по всей стране, начиная с 1965 года, вспыхивали народные бунты, стычки с полицией и погромы. Пантеры, по утверждению Ньютона, всячески старались предотвратить такой сценарий развития событий, который позволил бы властям массово и легально применять насилие по отношению к восставшим неграм. Переключившись с патрулирования на организационную и правозащитную работу, пантеры начали набирать активистов, выпускать газету, собирать деньги для внесения залогов, заниматься юридическим ликбезом (в частности, был выпущен «карманный справочник первой юридической помощи»).

В статье «О правильном подходе к революции» (июль 1967 года) Ньютон резко осуждает тактику массовых бунтов, говоря, что они слишком дорого обходятся и рассчитаны только на кратковременный локальный успех. В противовес этому он выдвигает необходимость создания авангардной партии, представляющей интересы всего чернокожего населения. Важнейшими целями такой партии в сложившейся ситуации Ньютон считал повышение образовательного уровня общин и 1. открытое и публичное противостояние власти, на всех возможных площадках, в том числе – подконтрольных самой власти. В качестве тактики Ньютон открыто предлагал ведение городской партизанской войны против властей, в частности террор против полицейских.

Кризис 28 октября 1968 года.

Буквально через полгода Черные пантеры понесли первые серьезные потери – в перестрелке был ранен сам Хью Ньютон. Он был заключен под стражу прямо в Аламендской больнице, где его, прикованного к кровати и с катетером в животе, регулярно пытали и избивали копы. Ему было предъявлено обвинение в убийстве полицейского, хотя сам он, по собственному утверждению, был безоружен и ничего не помнил.

Здесь следует сказать несколько слов о теории революционного самоубийства. Сам концепт самоубийства Ньютон начал использовать после прочтения работы Дюркгейма «Самоубийство», из которой взял идею о том, что подавляющее большинство самоубийств обусловлены социальными, а не внутри личностными факторами. Ньютон расценивает самоубийство как высшую форму сопротивления давлению социальной реальности, но при этом уточняет, что большинство самоубийц совершает т.н. «реакционное самоубийство» — человек убивает себя, не в силах бороться с системой. Революционное самоубийство, напротив, не имеет ничего общего с причинением себе повреждений или лишением себя жизни. Революционное самоубийство – это осознанный акт принесения себя в жертву интересам революции. Глупо думать, считал Ньютон, что можно совершить революцию и наслаждаться ее плодами в тиши кабинета за мемуарами, или в кругу семьи. Сам он, по своим словам, был уверен в том, что рано или поздно его убьют.

С этой идеей в голове Хью Ньютон и приступил к защите на судебном процессе по делу об убийстве полицейского, процессе, по итогам которого Ньютону почти стопроцентно светила газовая камера. Стоит ли говорить о многочисленных нарушениях, начиная от тенденциозного подбора присяжных и заканчивая пропажей важных улик, появлением липовых свидетелей обвинения, и прочими вещами, которые у нас называются оперативным сопровождением судебного процесса? Обо всем этом Хью подробно пишет в «Революционном самоубийстве».

Ньютон не питал на этот счет иллюзий, поэтому решил превратить зал суда в трибуну для политического выступления. Его главной задачей было показать, что активист пантер – это не порочный, необразованный бандит, а человек, который достаточно хорошо развит, разбирается в законах, имеет гражданскую позицию. Во время ответа перед судом он полностью переиграл своего обвинителя, заставив того запинаться, повышать голос и оскорблять Ньютона. Кроме того были разгромлены основные доводы обвинения, дискредитированы основные свидетели. В итоге суд присяжных вынес решение о виновности Ньютона в непредумышленном убийстве – тюремное заключение на срок до 15 лет.

В это время развернут настоящий террор против черных пантер. В 1968-69 году несколько сотен пантер были арестованы и убиты. Партия потратила 5 млн. долларов на внесение залогов за своих активистов. Ньютон сидел в тюрьме 22 месяца, то есть до середины 1970 года. В 1971 году в тюрьме был убит один из лидеров партии Джордж Джексон.

К началу 70-х партия была фактически разгромлена – пример того, как организация, которая пытается эффективно использовать юридические нормы буржуазного государства, быстро сталкивается с насилием и беззаконием со стороны этого самого государства. Большинство лидеров партии были убиты, а Ньютон был вынужден скрываться. В 1971 году он посетил Красный Китай, где встречался с премьер-министром Чжоу Эньлаем, а так же первой леди Китая – товарищем Цзян Цинь. Встреча с самим Мао у Ньютона не состоялась, поскольку Ньютон не был главой государства. После этого Хью вернулся в США, снова был обвинен в убийстве и вынужден был скрываться на Кубе.

Я не буду здесь разбирать историю с убийством Ньютона, поскольку она представляется достаточно запутанной. Хью был убит в 1982 году – его застрелил активист Черной партизанской семьи (подпольной тюремной организации левого толка). Мотивы этого убийства мне не известны.

Итоги и выводы.

Черные пантеры

В заключение следует сказать несколько слов о расизме Ньютона. Черные пантеры много раз обвинялись в черном расизме, и, в общем, основания для таких обвинений есть – многие члены партии открыто противопоставляли свои взгляды коммунистической верхушке Черных пантер. Однако о расизме Ньютона можно судить по его книге. Так вот, он часто позволяет себе резкие суждения в отношении белых врагов. Однако расовая принадлежность некоторых героев его книги, в частности его адвоката и женщины-врача, которая заступилась за него в больнице остается загадкой. Ньютон вообще не упоминает о расовой принадлежности, когда речь заходит о практике. Кроме того в своих работах он демонстрирует почти стопроцентную приверженность методу диалектического материализма и классовому подходу.

Итак, мы видим как преимущества, так и недостатки партии «Черная пантера». К преимуществам можно отнести то, что партия была организована как низовое движение, а не как секта (псевдо-)интеллектуалов, исходя из насущной потребности в самообороне. Этим определялась ее платформа и стиль деятельности. И, тем не менее, партийной структурой с четким разделением обязанностей и налаженной работой между отделениями по всей стране. Кроме того, они удачно сочетали радикальность действий и их законность, что привело к большим успехам на ранних стадиях развития движения.
Основным недостатком мы считаем то, что партия не сумела выйти за пределы черного гетто и поставить более радикальные цели под давлением полицейского террора. Это не вина черных пантер, скорее так сложились обстоятельства.

Во-первых пантеры попали в ловушку американской свободы, когда правительство предоставляет широкую автономию социальным движениям и локальным сообществам, но ровно до того момента, пока это сообщество не начнет всерьёз подрывать устои классового государства. Пантеры же считали автономию уже достигнутой и требовали лишь предоставления им равных экономических и социальных прав, не ставя целью объединение с другими движениями и захват власти.

У пантер не было шанса стать рабочей партией и таким образом привлечь к работе массу способных к систематической работе пролетарских активистов. Так получилось, потому что пантеры представляли интересы самой угнетенной группы населения, которая в лучшем случае являла собой резервную армию труда, в худшем – криминалитет. Отсюда – разброд и шатание в целях и задачах не только отдельных активистов, но и целых ячеек.

Поэтому в нужный момент активисты пантер потратили слишком много сил, чтобы повернуть в конструктивное русло стихийные бунты чернокожих, что дало повод радикалам обвинить пантер в трусости и нерешительности. При этом сами радикалы, в том числе входившие в ряды пантер зачастую рассчитывали на партию как на ресурс для построения личной карьеры.
Кроме того, одной из главных причин тактического поражения пантер был грандиозный террор, который правительство США мгновенно разворачивает при любой опасности возникновения «красной угрозы». Так было в 1919 году, так было в эпоху маккартизма, этот же каток раскатал и «Черных пантер».

И все же, несмотря на то, что большинство активистов погибли или получили большой тюремный срок, мы можем говорить о победе «Черных пантер» в долгосрочном периоде. Практически все их требования были выполнены – планка неравенства сместилась на новый уровень. Автобусов с раздельными местами для черных и белых больше нет, теперь люди все больше стыдятся своей бедности, а не цвета кожи. Так что, видимо, одними «Черными пантерами» здесь не обойтись.

Источник

Черные пантеры Хью Ньютон
Конец шестидесятых — это время всплеска самосознания не только чёрного населения, но и студенческого движения. В отличие от рядовых членов Чёрных пантер, придерживающихся реакционного принципа «чёрного расизма», Ньютон понимал, что на расизм расизмом отвечать глупо:
«В 60-е белые юноши и девушки вдруг узнали то, что негры знают от рождения, — что военно-промышленный комплекс практически непобедим, и именно на его основе было создано полицейское государство, которое лишает идеализм возможности что-нибудь изменить. Осознание этого факта вызвало у них глубокое разочарование в собственных родителях и подорвало доверие к властным структурам Америки. Разочаровавшись, они стали идентифицировать себя с угнетёнными людьми всего мира. Когда Чёрные пантеры заметили эту тенденцию, мы поняли, что недовольство белой молодёжи можно использовать для нашего дела. Через несколько лет молодёжь будет составлять почти половину населения в Америке. Если мы наладим прочный и значимый союз с белой молодёжью, она поддержит наши цели и нашу работу против истеблишмента».

Другие записи из рубрики...

1 отзыв

  1. «Черные пантеры» каким либо образом соприкасались с битниками?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Полицейский бюджет

Опубликован проект федерального бюджета на ближайшие три года, который, скорее всего, будет принят без существенных изменений. Сенсаций не произошло. но бюджет интересен в контексте многих других решений власти. Буквально на днях СМИ сообщили о...

Закрыть