Георг Гросс. Вместо биографии | Леворадикал

Георг Гросс. Вместо биографии

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Гросс — немецкий живописец, график и карикатурист.

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Гросс — немецкий живописец, график и карикатурист.

Эту статью Георг Гросс прислал в редакцию в ответ на просьбу написать автобиографию для сборника «Молодое искусство»

Современное искусство находится в услужении у класса буржуазии и умрет вместе с ним. Художник, сам того, может быть, не подозревая, являет собой фабрику по печатанию денег, машину по изготовлению акций, которыми пользуется богатый эксплуататор и эстетствующий кривляка, чтобы более-менее выгодно инвестировать свои деньги и предстать в своих глазах и глазах общества в качестве покровителя искусства, которое, собственно, под стать ему самому.

Для многих искусство — это своего рода бегство из «грубого» мира на более счастливую планету, в лунную страну своей фантазии, в более безгрешный рай, где нет партий и гражданских войн. Культ личности и индивидуальности, который исповедуют художники и писатели и который они, по мере своей одаренности, всеми правдами и неправдами укрепляют, является порождением рынка произведений искусства.
Чем «гениеподобна» личность, тем более высока прибыль.

Как современный художник может пробиться в высшие круги буржуазии? Путем обмана! Ведя поначалу пролетарский образ жизни, ютясь в маленьком грязном ателье, стремясь «наверх».
И обладая бессознательной и достойной восхищения способностью приспосабливаться, он, наконец, находит влиятельного бонзу, который его «делает», то есть прокладывает ему путь на рынок капитала. Время от времени появляется какой-нибудь меценат, который платит ему 100 марок в месяц и за это крадет всю его «продукцию»; или же он попадает в лапы торговца произведениями искусства, который в состоянии продать буржуазному коллекционеру все, что угодно. Для этого торговец активно использует духовные понятия, которые именно в этот момент отвечают требованиям конъюнктуры; извлекаются старые реквизиты, применяемые еще церковью для обмана людей Богом и святыми, добавляется много косметики и метафизики и, надув щеки, громко возвещается о нетленности.

Подпишитесь на нас в telegram

И все это действо, циничное для посвященных («Без тебя, маэстро, и сыграть было бы некому»), внешне преподносится как «священнодействие» покровителя искусства.

Этого требует система — гешефт процветает.

Сами же художники, самодовольные или растерянные, будучи не в состоянии найти свое место в мире и в жизни, часто оказываются жертвами духовного обмана, пешками в крупной игре реакционных сил. Они считают себя «творцами», парящими над средним обывателем, которому вдруг захотелось посмеяться над глубоким смыслом той или иной картины Пикассо и его компании.

Их произведения целиком и полностью соответствуют структуре так называемого «духа культуры»: они лишены смысла, враждебны по отношению к действительности, чужды духу борьбы. Пойдите на выставки и посмотрите на содержание картин, развешанных по стенам!!

Наше время преисполнено идиллий, нежно, как звуки скрипки, словно создано для божественного культа святых угодников, для красавиц негритянских деревень или космического вдохновения; «действительность», ах, она так ужасна, ее шум слишком резок для наших нежных гармоничных душ.

Или посмотрите сюда, вон на тех страдальцев нашего времени — как в них все скукожилось, какие их преследуют жестокие видения.
Такой маразм нам необходим.

Больше готики и старого Эль Греко; и не забудьте о египтянах! Смотрите на картины великого Грюневальда или Сезанна, который так гордится своим орденом, или на работы Анри Руссо, доброго, старого, глупого Dоuаniег; упивайтесь святой простотой — сегодня все так безрадостно, так холодно и пусто. А революция так рассудочна, так неблагозвучна и лишена всякого вдохновения. (Всего лишь борьба за повышение заработной платы — не правда ли? — и никакой святости!) Люди забыли, что они божественного происхождения.

Было бы ошибкой полагать, что тот, кто рисует круги, кубы или глубокомысленные лабиринты, может являться, в сравнении с Макартом, большим революционером. Посмотрите на работы Макарта; это типично буржуазный художник, он изображает ее страсти, ее сущность и ее истерики.

А Вы? Чем Вы лучше жалких спутников той же самой буржуазии; Ваши снобистские идеи, Ваши оригинальные мысли, у кого Вы их черпаете?

Может быть, Вы работаете для пролетариата, носителя будущей культуры?

Или Вы пытаетесь воспринимать и переживать мир идей пролетариата и противопоставлять его эксплуататорам и угнетателям? Хотя Вам это было бы вполне под силу.

Почему Вы не спросите себя, не пора ли покончить с перламутровыми декорациями?

Вы возомнили, что живете вне времени и стоите выше партий, Вы, воздвигнувшие в самих себе «башни из слоновой кости». Вы смеете утверждать, что творите для человека, — где этот человек?!!

Чем отличается Ваша творческая индифферентность и абстрактная болтовня о безвременье от смехотворных, никчемных спекуляций о вечности. Ваши кисти и перья, призванные быть оружием, на самом деле хрупкие, пустые соломинки.

Покиньте свои каморки и выйдите на улицу, даже если Вам это нелегко дается; избавьтесь от Вашей индивидуальной изоляции, пусть Вами овладеют идеи работающего человека, помогите ему в борьбе против прогнившего общества.

Я пишу это вместо биографических заметок, ставших столь популярными и постоянно пользующихся спросом. Для меня важнее изложить результаты моего познания и общезначимые требования, вытекающие из моего опыта, чем перечислять все глупые и внешние случайности моей жизни: дату рождения, семейные традиции, учебу в школе, мои первые штаны, жизненный путь художника от колыбели до могилы, страсть к творчеству и опьянение им, первый успех и т. д. и т. п.

Трубить о собственном Я абсолютно бессмысленно.

Берлин, 16 августа 1920

Столпы общества. Жордж Гросс (1926)
Столпы общества. Жорж Гросс (1926)

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Суд запретил «Фольксвагену» бастовать до 22 мая. Рабочие сдаваться не намерены

Калужский суд запретил проведение забастовки на заводе «Фольксваген» 12 мая. Определение об этом было передано председателю профорганизации МПРА Дмитрию Трудовому на состоявшейся сегодня встрече с администрацией завода. Суд решил, что забастовка не может быть...

Закрыть