Ханс Грундиг | Леворадикал

Ханс Грундиг — экспрессионизм, антифашизм

Грундиг автопортретХанс Грундиг (нем. Hans Grundig, 19 февраля 1901, Дрезден — 11 сентября 1958, Дрезден) — немецкий живописец и график. Яркий представитель позднего экспрессионизма. Окончив в 1926 году дрезденскую Академию художеств, он в том же году вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1930 году  при его активном участии в Дрездене была создана «Ассоциации революционных художников Германии», объединившая молодых художников. 

 1934 году, с приходом к власти нацистов, ему было запрещено заниматься художественной деятельностью. Он был  дважды арестован в 1936 и 1938 годах, а  затем в  помещен в  концентрационный лагерь Заксенхаузен (1940-1944).  Но, несмотря на запрет, в период с 1933 по 1939 год Грундиг создал лучшие свои произведения. Именно в это время создан триптих «Тысячелетний рейх», считающийся вершиной творчества художника. После войны мастер вновь возвращается к активной творческой и преподавательской деятельности. В 1946 году он становится ректором дрезденской Академии художеств.

Ханс Грундиг начал учиться лишь в 1920 году, поступив в Школу прикладного искусства, в 1922 году — в Академию художеств. Из современных Грундигу немецких художников большое влияние на его развитие оказал Отто Дикс, чьи проникнутые ненавистью и отвращением к войне произведения пробуждали чувство социальной ответственности у молодых художников. Но главным фактором, оказавшим влияние на сложение творчества Грундига, была окружавшая его реальность. Грундиг говорил позднее: «Жизнь с ее событиями стала нашим настоящим учителем, она научила нас думать и это отразилось в наших картинах».

 

В первый период своего творчества в 1926—1933 годах, вслед за Отто Диксом, Грундиг стремится доказать, что предметом живописи может и должно являться все то безобразное и отталкивающее, что художник видит в жизни.
В картине «Безработная с сигаретной фабрики» (1925) он изображает женщину с подчеркнуто некрасивым лицом на фоне кирпичного здания завода, кругом нее пустота, в небе парит ангел. Картина, написанная в холодных цветах, проникнута пафосом отрицания безрадостной и жестокой действительности. Столь же некрасивые лица и пустынность улицы поражают и в другой картине — «На окраине города» (1926).

В 1928 году Ханс Грундиг женится на Леа Лангер, которая впоследствии становится известной художницей Леа Грундиг. Творчество обоих с того времени развивается в неразрывной связи. Они были различны по своему характеру, по происхождению — Ханс происходил из пролетарской, Леа — из мелкобуржуазной среды. Ханс как художник был в большей степени философом и романтиком, Леа Грундиг — политическим борцом. Но объединяет их общее дело — стремление поставить свое искусство на службу борьбе рабочего класса, антифашистской борьбе. Ханс Грундиг с 1926 года был членом Коммунистической партии Германии. В 1930 году он стал одним из основателей Ассоциации революционных художников Германии в Дрездене, одной из главных задач которой была пропагандистская работа среди широких масс. Произведения Грундига этого периода становятся более заостренными, более глубокими по своей проблематике.
ГрундигВ 1932 году Грундиг написал серию картин, посвященных жизни и деятельности Коммунистической партии: «Собрание ячейки компартии», «Полиция разгоняет демонстрацию»; в картине «Голодный марш» из этой серии дано ясное противопоставление двух миров — впавшие в отчаяние голодные безработные, идущие маршем, и спокойно взирающие на них буржуа, сидящие за столиком в кафе. В картинах 1933 года «Зарница над горами», «Автопортрет» нарастает чувство тревоги, художник видит, как в его стране пришедшие к власти фашисты набирают силу. Фашисты сразу поняли опасность, которую представляло для их режима творчество прогрессивных художников. В 1934 году Хансу и Леа Грундиг запретили заниматься живописью. Многие художники в это время уезжали в эмиграцию. Грундиги избрали более тяжелый путь борьбы — они стали подпольщиками.

Подпишитесь на нас в telegram

Ханс Грундиг обратился к графике, которая легко тиражируется — одно произведение может быть напечатано во многих экземплярах и передано многим людям. Он выбирает не требующий сложных технических средств способ гравюры — сухую иглу, при котором изображение выцарапывается на пластинке металла, а затем при помощи типографской краски и печатного пресса может быть размножено. В 1935— 1938 годах художник создает графический цикл «Звери и люди». Гротескные образы людей и заостренно-характерные изображения животных — иносказания, при помощи которых художник передает свои впечатления. Зловещим символом жестокости воспринимаются в одном из листов воющие волки. Тот же аллегорический смысл вкладывает Грундиг и в живописную картину «Схватка медведей и волков» (1938).

Kampf der Bären und Wölfe

Kampf der Bären und Wölfe

Выдающимся антифашистским произведением Грундига является триптих «Тысячелетняя империя» (1935—1938).

Центральная часть триптиха называется «Видение горящего города».

Слева — написанный в ядовитых по цвету красках «Карнавал», который представляется сборищем безобразных шутовских масок.Справа — «Хаос». Нижняя часть, помещенная как пределла (надставка) в многостворчатых алтарях, называется «Спящие». Сам Грундиг пишет о центральной картине триптиха, «которой я хотел предостеречь всех людей от войны, подготовлявшейся врагами рода человеческого. Картина изображала город, глубокие ущелья улиц уходили вдаль, к горизонту, но дома были разрушены; высоко в кровавом, грозном небе парил гриб взрывного облака, а клочья дыма, оторвавшиеся от него, медленно плыли над городом, над домами. Шеренги разрушенных домов и горящее, готовое обрушиться здание на переднем плане усиливали ощущение апокалиптического бедствия. В багрово-красном небе летели грозные эскадрильи самолетов, один ряд над другим… Дрожащие пальцы прожекторов ломались о тучи, а глубоко внизу, на изрытых бомбами улицах люди судорожно хватались за противогазы, ища спасения от этого ужаса».

В 1938 году Ханс Грундиг был заключен в концлагерь Заксенхаузен, откуда ему удалось бежать только при приближении советских войск. По окончании второй мировой войны Ханс Грундиг продолжает выступать с произведениями на антифашистские, антимилитаристские темы. В отличие от гротесковых произведений, созданных в годы фашизма, в послевоенных работах Грундиг больше следует реально увиденной действительности. Его картина «Жертвам фашизма» (1946—1949) — это дань тем, кто погиб в концлагерях.

«Художественный календарь 100 памятных дат», М., изд-во «Советский художник»

Х. Грундиг — автор выразительных иллюстрации к произведениям Франсуа Вийона и других.

Знамение будущего

Знамение будущего

Триптих «Тысячелетний рейх»
Триптих "Тысячелетний рейх". Карнавал

Триптих «Тысячелетний рейх». Карнавал

Изображение

Триптих «Тысячелетний рейх». Видение горящего города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грундиг Хаос

Триптих «Тысячелетний рейх». Хаос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спящие Грундиг

Триптих «Тысячелетний рейх». Спящие

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханс Грундиг автопортрет

Автопортрет, 1933

 

Изображение

Снобы

 

 Г.Грундиг. Жертвам фашизма. 1946 — 1949 гг. Дрезден, Картинная галлерея, отделение новых мастеров в Пильнице
Г. Грундиг. Жертвам фашизма. 1946 — 1949 гг. Дрезден, Картинная галерея, отделение новых мастеров в Пильнице.

КНИГИ

Грундиг Между карнавалом

Автобиографическая книга «Между карнавалом и великим постом» — вышла в 1964 году.

Либман М. Я. «Ганс Грундиг», М, изд-во Искусство,1974 год.

На русском языке вышел альбом рисунков Ганса Грундига, изд-во Искусство, 1982 год, 19 стр.

ГАЛЕРЕЯ ГРАФИКИ ХАНСА ГРУНДИГА

 

 

 

Осень, 1933

 

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Егоровна, тебе сколько до пенсии осталось?
К Первомаю украинские кровососы повысят пенсионный возраст женщин

В год 100-летия 8 Марта украинская буржуазия преподносит украинским труженицам свой щедрый подарок - повышение пенсионного возраста. Это повышение состоится в рамках принятия пенсионной реформы - одного из условий взятия Украиной нового кредита от...

Закрыть