С ног на голову — Леворадикал

С ног на голову

Михаил Ходорковский, один из лидеров русского либерализма, выступил с программной статьёй по национальному вопросу в «Новой газете». Эта статья очень хорошо вписывается в недавно начатую дискуссию о протестном единстве с националистами. Помещение её в «Новой газете» фактически обозначает, что ответ либералами дан и дан в пользу единства с националистами — о чём мы предупреждали ранее. Но статья Ходорковского интересна и в смысле понимания что такое современный российский либерализм и каковы его действительные цели.

Ходорковский представляет тип разорившегося крупного буржуа. У Ходорковского отобрали деньги и власть. Он завыл о демократии. Мы неоднократно писали, что сущность «демократии» за которую борются либералы — это передел собственности. Именно это следует из программной статья Мухтара Аблязова — либера казахстанских либералов, из программы «объединённой оппозиции» Украины, из речей и требований русских либералов. Возможность «свободной» борьбы за собственность — вот суть той «демократии» о которой так много говорят Немцов, Навальный и Яшин.

Экономическая суть вопроса определяет его идеологические формы . «Обиженные» богатеи, лишённые собственности или власти очень хотят свободы чтобы вернуть собственность и власть и отнять её у своих конкурентов. В этом они опираются на мелкую буржуазию, мечтающую о возвращении в «старые добрые» времена свободной конкуренции. Это невозможно, ведь развитие производительных сил требует концентрации производства и как можно более тесного объеднения хозяйства стран и континентов. Но классовое положение стихийно порождает именно такие иллюзии у обречённого на катастрофы при капитализме и гибель при социализме класса мелких собственников. В национальном вопросе это тоже проявляется в особых идеологических формах.
Ранний капитализм и свободная конкуренция, как мы сказали, является идеалом мелкого буржуа. Раннему капитализму соответствует и государство этого периода. Государством этого периода является во-первых, национальное государство, прогрессивное по отношению к феодальной раздробленности, во-вторых, государство, преодолевшее и разбившее старый абсолютистский аппарат и старую абсолютистскую бюрократию. Именно исторические образы абсолютистской бюрократии так хорошо узнаваемы в бюрократии буржуазной. И не верит, не верит мелкий буржуа, что эта бюрократия — закономерный итог развития капитализма, и что уничтожение её лежит не в разрушении производительных сил и возвращении к «свободной конкуренции», а в уничтожении самого класса собственников.

Гвоздь статьи Ходорковского выведен в самом начале

«Суть переживаемого Россией исторического момента состоит в том, что империя как государственная форма себя полностью исчерпала, а национальное государство, которое должно было бы ей наследовать, так и не появилось на свет».

В этом предложении всё поставлено с ног на голову. Ходорковский пытается притянуть историческую действительность 18-19 века за уши к нашему времени. Национальные государства сменили абсолютистские империи, объединив буржуазию каждой нации в единую государственную силу со своими национальными рабами. Империи, державшиеся на праве сильнейшего феодала называться императором и брать дань с прочих феодалов, заменили государства, где все феодальные вотчины (народности, местности) объединились в единую нацию — в «единую и неделимую» массу рабов, каждый из которых волен наниматься в рабство к какому угодно буржуа, в каком угодно уголке национального государства. В этом суть смены эпох, целиком соответствовавшая требованиям развития производительных сил.

Применяя эти критерии к современному империалистическому миру Ходорковский переворачивает всё с ног на голову. Ели уважаемый читатель подумал, будто смехотворные уверения Ходорковского о «неприятии нацизма и шовинизма» — серьёзны, то мы обратим внимание на то, какими колониальными владениями обладали ранние «национальные государства». Естественно, у Ходорковского речь идёт о неприятии нацизма и шовинизма внутри страны, внутри класса капиталистов, а вовсе не по отношению к колониям или неоколониям современного типа, эксплуатируемым богатейшими странами-империалистами.

Ходорковский утверждает, что не существует «русского национального государтва». Это смешно, но это факт. Он играет на классовом чутье мелкой буржуазии, которая боится конкуренции со стороны «инородцев» и жаждет государственной протекции. Но Ходорковский крупный буржуа, он империалист, и сущность его идеологии двойственна, ибо двойствен сам современный российский либерализм.

Либерализм не может не опираться на иллюзии мелкой буржуазии, но содержание его давно перестало быть революционным (оно таковым было по отношению к феодализму) и давно стало реакционным. Таким образом по форме современный российский либерализм использует исторические образы революционной демократии периода буржуазных революций, а по существу защищает новые формы эксплуатации и ограбления чужих стран богатейшими империалистами в национальном вопросе.

Это проявляется уже в том, что Ходорковский не говорит об отношениях центра к нерусским республикам иначе, чем в смысле их большей независимости, чем чисто русские регионы. Что это обозначает на практике? На практике это всё то же стремление к переделу собственности, к предоставлению большей автономии в экономике и политике русским капиталистам на местах, чтобы группа, отобравшая собственность и власть у Ходорковского не смогла повторить это в его «личном регионе», где он и подобные ему установят свои, мелкие «путинские режимы», чтобы состязаться за право стать верховным Путиным в новом переделе собственности.

Таким образом национальная программа либералов органично дополняет их «демократическую» программу. Больше политической свободы для передела собственности, больше свободы регионам для укрепления «местных элит» против победившего клана Путина.
Рабочему классу в этой программе отведено то же самое место, что он занимает теперь — бесправного наёмного раба. Нет и не может быть для наёмных рабов иного пути, чем путь борьбы за диктатуру пролетариата, против диктатуры буржуазии, независимо от того, предоставляет последняя право собственникам делить собственность или нет.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Иллинойс: 13 неделя забастовки на заводе Caterpillar

В штате Иллинойс на заводе Caterpillar  с 1 мая 2012 года продолжаются упорные забастовки. Их организовала Международная ассоциация рабочих машиностроительной и аэрокосмической промышленности. Рабочие протестуют против условий нового коллективного договора, предполагающего понижение пенсий и замораживание...

Закрыть