Почему социалистам необходим феминизм? | Леворадикал

Почему социалистам необходим феминизм?

От редакции: публикуем статью американского автора, посвящённую отношению социализма и социалистов к феминизму и феминисткам(-там). Материал размещается в качестве дискуссионного. Просим наших читателей принять активное участие в обсуждении вопроса.

Отношениям между социализмом и феминизмом придается все больше внимания в онлайн-дискуссиях в последнее время.

Идея, что социалисты должны быть феминистами тоже не бесспорна для многих революционных социалистов. Но почему именно социализму нужен феминизм – об этом стоит поговорить обстоятельно.

феминизм и социализмКаждое общество, существующее в современном мире, сформировалось за счет притеснения женщин на основании их гендера (Патриархат/сексизм). Есть, конечно, разница в том, какую форму приобретает это угнетение, потому что гендерные отношения всегда переплетены с классом, расой, сексуальностью и другими общественными отношениями, которые сами по себе отличны (например, патриархат в Канаде отличается от патриархата на Кубе).

Во всем мире женщины, выступающие против сексизма, обычно (хотя не всегда) определяют себя как феминистки. Если мы дадим феминизму более широкое определение как оппозицию сексизму – так, как это звучит в разговорной речи сегодня, то должно быть очевидным, почему социалисты должны быть феминистами.

Однако, некоторые социалисты, которые являются сторонниками движения за освобождение женщин, не считают себя феминистами. Некоторые марксисты не понимают необходимость защищать феминизм, чтобы оценить все достижения женского движения, даже после 1960-х годов, когда наступила обратная реакция и выступают против феминизма и других движений угнетенных людей.

Подпишитесь на нас в telegram

Но есть и такие социалисты, которые защищали и оценили феминизм и были активны в борьбе против гендерного притеснения, но все еще настаивают на том, что социализму не нужен феминизм, и поэтому они не феминистки (-ы). Как раз этому меня и учили в конце 80-х, когда я был молодым участником группы международных социалистов, и некоторые члены этой группы были просто похожи на сектантов с анти-феминистской позицией. В чем тут причина?

В лучшем случае подходит такое понимание проблемы, что революционная социалистическая политика глубоко привержена освобождению от всех форм угнетения, включая гендерное угнетение, и поэтому не нуждаются в феминизме. Часто это понимание сопряжено с убеждением в том, что идея социалистического феминизма является неработающей, так как она поддерживает обе организации борьбы рабочего класса против эксплуатации и всех форм угнетения (рассматривается как правильный вариант ответа) и автономную (только для женщин) организацию против Патриархата. Организация только для женщин рассматривается как подрыв рабочего класса в этой политике, потому что это, якобы, означает конец классовой политики, якобы такие организации не признают, что интересы у рабочего класса и женщин не такие же, как те, которые у женщин из среднего класса или у женщин правящего класса.

Но даже в лучшем случае этот «социалист, но не феминист» подход не пойдет. Заявление «потому что социализм — это о всеобщей эмансипации человека, ему не нужен феминизм» уводит от реальной проблемы: на самом деле существующие социалистической организации и политики не идеал, это признают социалисты. Они существуют в патриархальных обществах. В результате, действия и мышление социалистов неизбежно будут ограничены и деформированы патриархальными гендерными отношениями, которые мы и стремимся искоренить. Так что социалисты должны развивать политику путем обучения с реально-существующими видами борьбы против Патриархата (а также применять знания и исторический опыт). Для этого нам нужен феминизм.

Феминистки, освещающие нам истинное положение вещей, в котором женщины угнетены, и показывают нам как бороться с этим, как бросить вызов различным проявлениям угнетения, начиная с насилия в отношении женщин, включая сексуальные посягательства и расстройства пищевого поведения. Показывают, какие есть проявления сексизма в семьях, на рабочих местах, в школах и других учреждениях, какое существует давление на женщин, в частности, в современной науке и многое другое. Не все феминистки одинаково думают, конечно. Феминистские политики работают в диапазоне от революционного социалистического феминизма до империалистического либерализма, и в самом феминизме там ведутся оживленные дебаты.

Но это феминистки, которые находятся на самой передовице борьбы, на самом острие борьбы с Патриархатом. Социалисты должны быть частью этого движения. Социалисты должны учиться у лучших в феминизме (как в социалистическом феминизме, так и в других его видах), чтобы углубить наше понимание угнетения и понимать как бороться за освобождение. «Социалист, но не феминист» подход является препятствием для этого.

Подход «Социалист, не феминист» в политике преуменьшает понимание реальности, и того, что Патриархат имеет свою собственную динамику. Патриархат неотделим от капитализма и классов, но и они не могут быть уничтожены, пока он существует. На теории Маркса был разработан марксистский феминизм, чтобы объяснить, почему конкретные свойства системы усиливают гендерное угнетение. Понимание этого является чрезвычайно важным. Однако это не объясняет полностью существование и действие Патриархата. Чтобы узнать о нем все, нам нужно обратить внимание на феминизм и разрабатывать феминистскую теорию в историко-материалистическом пути.

Оппозиция социалистов к объединению смешанных и автономных женских организаций является ошибкой. У таких групп может быть эффективная тактика. В патриархальных обществах гендерно смешанные организации никогда не предлагают для женщин равные условия. Организация может помочь женщинам самостоятельно выявлять и преодолевать сексизм в смешанных группах и помочь группам стать свободнее от сексизма. Женщины могут взять на себя инициативу и не ждать, пока кто-то другой будет это делать. И нет никаких оснований полагать, что это неизбежно принесет в жертву интересы рабочего класса женщин.

Еще одна проблема с подходом «социалист, не феминист» проявляется в том, что из-за нее развивается такое понимание культуры среди социалистов, в которой сексизм не подвергается яростной атаке. Изолируя социалистов от феминизма до такой степени, что мужчине социалисту легче становится избегать решения трудных вопросов о собственном поведении. Изоляция от феминизма также приводит к трудностям для женщин социалисток, так как не решается проблема сексизма среди самих социалистов.

Называться социалистом достойно приверженцев всеобщей эмансипации человека. Но есть большая разница между провозглашением приверженности делу и тем, что делает его реальным. Чтобы сделать нашу политику верной тому, что мы говорим, что мы хотим, чтобы быть социалистами нам нужен феминизм. Мы должны быть феминистами, социалистами, и гордиться этим.

Оригинал на английском: http://solidarity-us.org/site/why_socialists_need_feminism

Перевод: socialist feminism

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Эрнесто Че Гевара — Боливийский дневник

«Боливийский дневник» — дневник, который вел Эрнесто Че Гевара во время своего пребывания в Боливии в 1966—1967 гг. После смерти Че Гевары дневник был опубликован на Кубе в 1968 г. свободным тиражом в 250 тыс. экз. и с тех пор стал классикой. «Боливийский дневник»...

Закрыть