Диалектика свободы и необходимости в педагогике А. С. Макаренко | Леворадикал

Диалектика свободы и необходимости в педагогике А. С. Макаренко

2012_1_disciplinaПри решении педагогических вопросов современный человек обязательно  сталкивается с проблемой, связанной с вопросом свободы. И, как правило, этот вопрос заставляет педагога разрываться между двумя крайностями, которые переходят друг в друга, приводя часто к нежелательным результатам. Предоставление ребенку абсолютной свободы часто выливается в жесткий диктат воспитанника над всеми окружающими с целью реализации любых своих желаний. А диктатура педагога – к бунту и анархическому настроению подрастающего чада. Вот и выбирает преподаватель меньшее, по его мнению, из двух зол. А потом, хватаясь за голову, бросается в другую крайность.

В целом в Украине сложилась аналогичная ситуация. Педагог заставляет ребенка учиться. Понятно, что учитель в сегодняшнем образовательном процессе занимает едва ли не последнее место. У нас уже давно образовательный и воспитательный процессы навязываются «сверху». Министерство расписывает учебный материал для школьников чуть ли не дословно. Расписываются и все требования к преподавателям. И исполнение всего этого тщательно проверяется целой армией проверяющих: от завучей и директоров до представителей районо, гороно, облоно, КРУ, министерства и т.д. Все эти «знатоки» педагогики пристально следят за учителем. И если последний, едва сводя концы с концами, не дерзает выразить протест – это делают за него ученики – они просто отказываются учиться.

Отметим, что такое положение вещей присуще не только украинскому обществу, где всегда можно сослаться на «переходный период». Такой же методики, однако в более жесткой форме, придерживаются даже в Великобритании. Так, в этой стране лишь в 1987 году физические наказания были запрещены в государственных учебных заведениях. Что касается частного сектора – они были разрешены вплоть до нового тысячелетия [1]. Не связаны ли бунты молодежи в августе 2011 именно с таким воспитанием? Интересно, что до сих пор более 20% преподавателей выступают за использование палки при обучении [1].

Подпишитесь на нас в telegram

Понятно, что на основе такой порочной практики возникает желание впасть в другую крайность – культ свободы в школе. И если украинские педагоги могут позволить себе лишь мечтать о таких внедрениях, в других странах уже пожинают «плоды» такой педагогики. Одной из ведущих стран в этом направлении развития педагогики остается США. Именно там чаще всего возникают случаи, когда молодой человек, полный абсолютной свободы, способен лишить жизни других. В последний раз это произошло на премьере одного из американских блокбастеров [2]. Что уж говорить о том, что Соединенные Штаты занимают первое место по количеству людей, находящихся за решеткой.

Развитие двух противоположных педагогических концепций, как ни странно, имеет единую основу – товарно-денежные отношения, которые противопоставляют индивида индивиду. А значит свободу отдельной личности, свободу воли – обществу в целом. Такую тенденцию в свое время четко обозначил Иоганн Фихте, рассматривая проблему «свободы воли». Он ее определяет именно как способность действовать согласно цели, или, что то же самое, в противовес напору всей массы внешних обстоятельств, в том числе и других людей. То есть, по сути свобода у Фихте и в вышеупомянутых педагогических тенденциях, рассматривается как факт, как уже имеющееся заранее свойство человека [4, с. 108-115]. Реализация его наталкивается на сопротивление общества. И если у Фихте это реализовалось в защите уже отсталого феодального строя в Германии, то у Ницше – который по сути, продолжил эту тенденцию – в концепцию, где общество с его несовершенными индивидами является «навозом» для развития сверхчеловека. Впоследствии эта концепция воплотилось в нацизм и безжалостное уничтожение миллионов людей, ради «свободы» одной нации.

Поэтому, чтобы такого не произошло, на почве возрождения той же концепции понимания свободы, формируется противоположный взгляд – свободу отдельного человека надо подавить, загнать в определенные рамки, то ли морали, то ли законодательства, для блага общества в целом. Как результат – поголовная неграмотность. И как в первом, так и во втором случае страдает как отдельный индивид, так и общество в целом.

Однако, есть третье решение этого вопроса. Теоретически было оно разработано еще Б. Спинозой, а на практике воплощено именно А.С. Макаренко. С точки зрения Спинозы свобода воли – это иллюзорная ошибка, и в основе стремления любого человека лежат не внутренние факторы, а некоторые скрытые внешние факторы. Поэтому и нужно не представлять свободу воли как факт, а определить процесс ее формирования. У Макаренко этот вопрос сформирован в виде проблемы дисциплины. Ранее, пишет Макаренко, дисциплина рассматривалась исключительно как форма угнетения личности, ее свободы и стремлений, «метод приведения личности к покорности по отношению к элементам власти» [5].

Сам же Макаренко понимает дисциплину не как средство воспитания, а как результат. У Спинозы это выражение оформлено в утверждение: «Свобода – есть осознанная необходимость». То есть на 100% социальная и осознанная человеческая потребность действовать так, а не иначе. Когда человек на место индивидуально-эгоистической потребности ставит всеобщую потребность коллектива, которая стала его личной необходимостью. То есть это не свобода выбора между альтернативами, а «реальная свобода движения по логике предметной действительности, деятельности в согласии с ней» [4, с. 112]. Поэтому и настоящая дисциплина может сформироваться только в процессе деятельности по преобразованию действительности для увеличения свободы каждого отдельного индивида. Что возможно только в коллективе, как это было прекрасно продемонстрировано А.С. Макаренко на практике в колонии Горького и Дзержинского.

Как отмечает А.С. Макаренко: «дисциплина ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение. Представьте себе, что это парадоксальное утверждение, что дисциплина есть свобода, понимается самими ребятами очень легко, и на практике ребята вспоминают это утверждение, на каждом шагу получают подтверждение, что оно верно, и в своих активных выступлениях за дисциплину многие говорят, что дисциплина — это свобода» [5].
Именно за этим утверждением и стоит будущее современной педагогики.

1.    Телесные наказания в школе / Електронний ресурс – Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Телесные_наказания_в_школе
2.    Неизвестный расстрелял зрителей на премьере «Бэтмена»: 14 убитых, 50 раненых / Електронний ресурс – Режим доступу: http://mignews.com.ua/ru/articles/115176.html
3.    В США заключенных больше, чем в любой другой стране мира / Електронний ресурс – Режим доступу: http://www.inosmi.ru/panorama/20080506/241194.html
4.    Ильенков Э. В. Философия и культура / Эвальд Васильевич Ильенков. – М. : Политиздат, 1991. – 464 с. – (Мыслители ХХ века).
5.    Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. — М. 1976. — Т.5 – 558 с.

Источник

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Куба создала четыре противораковые вакцины, но средства массовой информации игнорируют это

Куба уже разработала четыре прививки или вакцины против различных видов рака, это без сомнения, важная новость для человечества. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год около восьми миллионов человек умирают от этой болезни. Тем...

Закрыть