Библиотека антифашиста. Бертольд Брехт — Леворадикал

Библиотека антифашиста. Бертольд Брехт

БрехтДаже если ваш читательский опыт и невелик, вы не могли не слышать хотя бы краем уха такие названия как «Трёхгрошовая опера», «Мамаша Кураж и её дети», «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг».

Хочу познакомить вас с автором этих драматургических и идеологических шедевров, каждое представление которых становится большим событием, как для буржуазного общества, которое бесплодно прикладывает все силы, чтобы подобное не просочилось на подмостки, так и для зрителя (читателя) этих пьес, сознание которого включается, а глаза начинают видеть всё как есть,  и выходит  из театра уже не тот человек, который туда вошёл. Уходит с представления либо ненавистник правды, колющей глаза и бередящей совесть, либо новый борец за мир справедливости и счастья для всех.

Б. Брехт первый сознательно отступил от традиционного назначения театрального (да и других видов) искусства – уносить зрителя (читателя) в мир грёз и иллюзий, отвлекать от тяжкой и кровавой повседневности, давать забытьё. Брехт, наоборот, будит человека в зрителе и читателе, не даёт ему забыться, Брехт именно в этом и видит назначение искусства – воспитание борца.

Надеюсь порадовать этим знакомством сердца юных борцов – вот человек, которого за одно-единственное стихотворение в фашистской Германии внесли в список на физическое уничтожение. Это «Баллада о мёртвом солдате», написанная студентом-медиком и санитаром военного госпиталя Брехтом ещё в 1918 году, которая через 15 лет стоила ему родины, и едва не стоила жизни.

Что ещё можно рассказать вкратце для первого знакомства? Выходец из весьма зажиточного семейства, он «покинул свой класс и встал в ряды неимущих» (из его стихотворения). Регулярно стал печататься с шестнадцати лет. Брехт внимательно изучал и чтил «Капитал» Маркса. Его, художника и мыслителя, обратила к коммунизму не повседневная практика классовой борьбы пролетариата, а интеллектуальные и нравственные мотивы, острота проблем, с которыми он сталкивался в жизни и творчестве. Он сознательно стал коммунистом.

Книги его сжигали, самого травили организованно, установили полицейскую слежку, подвергали цензуре и гонениям, вплоть до лишения гражданства в 1933 году. Горящий в феврале1933 года рейхстаг поджёг землю под ногами Брехта, и нигде ему не было пристанища в Европе 30-40-х годов. «Меняя страны чаще, чем башмаки», он отправляется в эмигрантские скитания. Всюду за антифашистскую деятельность над ним нависала угроза выдачи гитлеровским властям. «Благословенная» Америка, давшая ему ненадолго пристанище, обвинила его в причастности к «коммунистическому заговору в Голливуде» (Это отдельная история, и о ней надо написать. Достаточно сказать, что обвинялись по этому делу также Ч. Чаплин и Дж. Оруэлл).

Ещё при жизни Брехта известный швейцарский писатель Макс Фриш написал статью «Брехт как классик». Драматург, прозаик, поэт, режиссёр и теоретик театра Б. Брехт завоевал всемирное признание, его пьесы ставятся во всём мире, его эстетические идеи оказывают могучее влияние на художественную мысль до сих пор. Его произведения неувядаемо актуальны и остры сегодня, сейчас. Думается, во все времена лучшая литература говорит нам об одном, не так ли?

Он был большим другом Советского Союза и… Может, хватит? Почитайте лучше стихи удивительного немца.

Скачать сборник стихов

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Массовый митинг в Алматы против антисоциальных мер

27 апреля в Алматы за кинотеатром «Сары Арка» прошел митинг против антисоциальных мер, принимаемых властями Казахстана. На шумной акции, собравшей около 1000 человек, социалисты неожиданно оказались единственной политической силой, выступившей организованно. Значительное число участников...

Закрыть