О равенстве и неравенстве людей | Леворадикал

О равенстве и неравенстве людей

Нам часто говорят что люди не равны, что эгалитаризм, коллективизм и альтруизм противоречат человеческой природе. Посмотрим, насколько справедливы подобные утверждения.

1. Все люди принадлежат к одному биологическому виду, представляя собой лишь различные его модификации. Из этого следует что физиологические и психологические свойства у всех людей качественно одинаковы, различаясь лишь количественно (в той мере, в какой особь выделяется из вида в целом). Развитие человека (от одноклеточной зиготы до сверхразумного существа, творящего собственное бытие) по своей природе безгранично, ограничиваясь лишь внешними факторами, от мутаций генома до особенностей общественной жизни. Следовательно, можно говорить о наличии общечеловеческого потенциала (ОЧП), в равной мере данного каждому человеку, но по-разному реализованного. Поскольку реализация ОЧП от самого потенциала не зависит (никто не решает, в какое время и в каком месте ему родится), можно заключить что актуальное неравенство людей является формальным, относительным. Таким образом, все люди имеют одну природу, но разные ее проявления;
Подпишитесь на нас в telegram
2. Человек может сформироваться как личность (т. е. реализовать свой ОЧП) только живя в обществе, усваивая опыт и знания предыдущих поколений, участвуя в общественных отношениях и просто общаясь с себе подобными. В таком случае возможности человека, необходимые для реализации ОЧП есть по сути возможности общества в целом (т. е. общественные блага и порядок их распределения). Поскольку потенциально возможности общества и личности в нем безграничны, нельзя кого-либо характеризовать как однозначно успешного человека или неудачника, а значит неравенство людей опять оказывается относительным. Таким образом, все люди имеют равные возможности, которые сами по себе ограничены и тем самым создают формальное неравенство;
3. Все люди имеют общие потребности (от физиологических до экзистенциальных, определенных ОЧП), а следовательно, стремятся к общей цели, именуемой счастьем. Отличаются только средства достижения этой цели (интересы, ценности), которые определяются общественным бытием. Наличие противоположных интересов и ценностей обусловлено не разной природой их носителей, а объективными противоречиями в обществе в целом. При этом, не всякое снятие противоречий в обществе прогрессивно (ровно как не всякие проблемы в жизни человека помогают ему развиваться), а значит нельзя уравнять в правах разные ценности и тем самым закрепить неравенство людей по принципу «каждому свое». Таким образом, все люди равны в своем стремлении к счастью, однако противоречивость общественного бытия делает их формально неравными и тем самым несчастливыми;
4. Условием общественного бытия является является общественное производство, в котором необходимо участие каждого члена общества. Несмотря на всеобщий характер труда, присвоение его результатов является частным, что разделяет его участников на богатых и бедных, управляющих и управленцев, тружеников и паразитов, со своими интересами и ценностями. Именно последнее обуславливает общественное неравенство и является признаком противоречия между человеческой природой и ее проявлением. Таким образом, все люди равны как части одного организма (общества), но не равны по своей функции в нем;
5. Помимо разума (абстрактного мышления), каждый человек обладает свободной волей, т. е. способностью выбирать из предоставленных ему возможностей и тем самым определять свою судьбу. Эта особенность человека не идет в противоречие с детерминированностью его бытия, а наоборот, входит в его состав (напротив, она была бы невозможна если бы над судьбой человека властвовал случай). Таким образом, многие различия между людьми обусловлены их свободным выбором, т. е. будучи объективно равны они не равны субъективно.Из всего вышесказанного следует: общественное неравенство обусловлено не «природой человека», а несовершенством общественного бытия. А это значит что оно противоестественно и должно быть преодолено посредством технического прогресса и социальной справедливости.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Вахта протеста у приемной Едра. «Медведев! Если ты не трус, приезжай, прими граждан. Мы ждем!»

«Сначала я попыталась дозвониться до Филюковой, - рассказывает Ирина Калмыкова про события, произошедшие перед приемной ядра 30 июля (напоминаем, обычно общение единороссов с протестующими шло через г.Филюкову), - Однако дозвониться до Филюковой я не...

Закрыть