Логика асфальтового катка | Леворадикал

Логика асфальтового катка

В начале августе Министерство связи и массовых коммуникаций почувствовало, что в борьбе против терроризма и экстремизма у него связаны руки действующим законом «Об информации». Чтобы избавиться от ограничений оно подготовило проект поправок к закону, из которого становится понятно, что же его так стесняет. Оказывается, по текущему закону министерство может заблокировать сайт только по решению суда, и это досадное обстоятельство «не позволяет осуществлять блокировку сайтов оперативно». Правда, статья 15.3 этого закона позволяет осуществлять досудебную блокировку сайтов, но только по решению Генпрокуратуры и лишь при выявлении фактов призыва к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности. Чиновники министерства считают это недостаточным.

Это действительно непорядок. Судите сами: в структуре российского правительства существует Федеральная служба по финансовому мониторингу, в обиходе известная как Росфинмониторинг. Эта служба ведет во всех отношениях замечательный «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» [ссылка] Организации и лица включаются туда без решения суда и теряют возможности осуществлять ряд финансовых операций. В частности физические лица не могут снять свою заработную плату через банкомат. Поскольку их права ограничиваются, получается, что вопреки провозглашаемой в уголовном праве презумпции невиновности, эти люди несут ответственность, не будучи признаны виновными в чем-либо. Наконец заметьте, перечень публикует личные данные людей, чья вина в поддержке терроризма и экстремизма никем не была доказана и признана. Сколько было шума вокруг действий украинских правосеков, которые выкладывают в соцсетях личные данные своих врагов, сколько было шума вокруг сайта «Миротворец», и вот он аналогичный, хотя и более мягкий вариант у российских чиновников…

Понятное дело, что Минкомсвязь чувствует свою ущербность, глядя на ушлых коллег из Росфинмониторинга. Те имеют право действовать без суда, а Минкомсвязи нет. Согласитесь, в стране, где конституция гарантирует равенство перед законом, это несправедливо. Почему Росфинмониторингу можно, а Минкомсвязи нет? Вот и Центробанк так подумал. Он посмотрел на проект Минкомсвязи и через две недели после его появления проявил свою инициативу. Банк тоже хочет блокировать сайты без суда, но уже в целях борьбы с мошенничеством, и подготовил соответствующий законопроект. [ссылка]

Подпишитесь на нас в telegram

Вопреки ожиданиям министерских чиновников экспертный совет при правительстве России проект Минкомсвязи не одобрил. Издание «Коммерсант» ознакомилось с заключением экспертов. По их оценке понятия «обоснование» и «оправдание» экстремизма и терроризма в предлагаемом контексте «не выдерживает критики». Они прописаны настолько широко, что под досудебные блокировки за обоснование и оправдание экстремизма и терроризма могут попасть до 19 млн. сайтов. Это приведет к нарушению работы интернета, включая государственные информационные системы. Похоже, у экспертов еще свежи воспоминания о побочных последствиях борьбы Роскомнадзора с Телеграмом…

Напомним, что суд постановил заблокировать работу Телеграма в России по иску ФСБ. Выполнение судебного решения было возложено на Роскомнадзор. Решая поставленную задачу Роскомнадзор прибег к методу «ковровых бомбардировок». Только за первые полтора месяца борьбы ведомство заблокировало 14,7 млн. IP-адресов и вызвало нарушения работы множества сайтов [ссылка] , в том числе порталов госуслуг, но Телеграм так и не был побежден.

Как известно, Телеграм работает через сим-карты. Видно поэтому решено было сделать ход конем, и Минкомсвязь в начале августа предложил перевести операторов мобильной связи на новое сертифицированное ФСБ шифрование. Оно требует перехода абонентов на новые сим-карты, которые необходимо менять каждые 15 месяцев. Но Министерство юстиции отклонило проект приказа Минкомсвязи и отправило его на доработку. А представители МТС даже подвергли его критике, заявив, что он создает неудобства для абонентов. [ссылка]

Но вернемся к запрету сайтов без суда. Приведем цитату из «Коммерсанта», которая показывает, какие еще последствия будет иметь план Минкомсвязи в случае его реализации: «…Возможны широкие трактовки и злоупотребления в отличие от ситуации с непосредственными проявлениями экстремизма или терроризма, которые определяются судом по факту совершения конкретных действий, отмечается в отзыве. Более того, возможность выражать несогласие с судебными решениями по таким делам гарантирована правом на свободу совести в Конституции РФ. Поправки же ведут к тому, что под обоснование и оправдание подпадут учебники по праву и публикации по криминологии, рассматривающие экстремистскую или террористическую деятельность, говорится в заключении. «Как оправдывающие экстремизм или терроризм могут быть квалифицированы многие известные работы Маркса, Ленина и их соратников, большая часть как советской литературы и трудов советских историков, так и современной отечественной и зарубежной публицистики и беллетристики», а также любая критика нашей действительности, говорится в документе». [ссылка]

Впрочем, эксперты не решились отвергнуть проект поправок в целом. Они предложили ввести дифференцированный подход к сайтам с учетом их содержания, местонахождения и аудитории. Якобы это поможет избежать чиновничьего произвола. Вместо этого бюрократического хода юристы из правозащитной группы «Агора» предлагают просто отменить статью 15.3 из-за того, что понятия «обоснование» и «оправдание» экстремизма и терроризма имеют в ней слишком неопределенный характер.

Тем временем, в недрах Госдумы созрели законопроекты противоположного свойства, не ужесточающие, а смягчающие ответственность. Речь идет о статьях 282 часть 1 и 148 Уголовного кодекса РФ. Статья 282 карает за разжигание ненависти, а статья 148 за оскорбление чувств верующих. Эти статьи давно приобрели печальную известность. По ним активно сажают во многих регионах России за репосты и мемы. Последний пример – скандальные дела в Барнауле. [ссылка]

Сергей Шаргунов (КПРФ) и Алексей Журавлев («Родина») предлагают наказывать по статье 282 УК только за действия с применением насилия (или угрозой насилия), использованием служебного положения или организованной группой. За «экстремистские» высказывания в интернете депутаты предложили наказывать по новой административной статье «Пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» с максимальной санкцией в виде ареста на 15 суток. Олег Смолин (КПРФ) внес законопроект о частичной декриминализации оскорбления чувств верующих. Он предложил наказывать только тех, кто непосредственно мешает религиозным обрядам, собраниям или церемониям. Совет по правам человека при президенте дополнительно предложил наказывать за оскорбления религиозных чувств в других ситуациях по административной статье.

Мнения по этим инициативам неожиданного разделились, показав, что в российских политических элитах впервые появились сторонники смягчения драконовских мер. Проекты поддержали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, уполномоченный по правам человека, Совет по правам человека при президенте, представители РПЦ и даже Минкомсвязи. Против выступили правительство и Верховный суд. А позиция Кремля, судя по сведениям сайта «Зона медиа», остается неопределенной.  [ссылка]

Эти внезапные колебания не следует переоценивать. Господствующий класс в целом настроен на дальнейшее закручивание гаек, но его часть хочет проводить этот курс рационально, избегая нежелательных последствий. Когда ужесточение выливается в абсурд и трагический фарс, оно достигает противоположной цели – подрывает позиции режима. С 2013-2014, когда начали действовать статьи 282 и 148 в новой редакции, прошло свыше четырех лет. Наиболее дальновидным представителям российских буржуазных элит этого времени оказалось достаточно, чтобы осознать данное обстоятельство. Для других, однако, четыре года слишком малый срок, чтобы что-то понять. Там живут по другой логике. Журналист Михаил Зеленский анализируя данные генеральной прокуратуры заметил, что статистика преступлений в России имеет циклическую динамику: «Падение показателей, по которым оценивают работу региональных подразделений, всегда приводит к резкому росту в следующем отчетном периоде». [ссылка] Если только в каком-то регионе выявлено меньше экстремистских преступлений, на следующий год их почти наверняка будет больше. [ссылка] Отсюда и появляются высосанные из пальца преступления. Плановые показатели по этой логике важнее социальных последствий для режима. Инициативы Роскомсвязи и Центробанка, позиция правительства и Кремля свидетельствуют о том же: практические задачи, возникающие в рамках принятого курса, важнее издержек по их решению. Это логика асфальтового катка, который подминает под себя общество, накладывая один слой асфальта на другой и не думая, что провалится в пропасть, если его тяжесть окажется для общества невыносимой.

 

Другие записи из рубрики...

1 отзыв

  1. Правильно написано по поводу цензуры и преследований, связанных с российским Интернетом. Но получается, что автор считает, что не следует выступать против репрессий в Украине и «поднимать шум»? При том, что верно указано, что в России преследования «более мягкие». При авторитарности российской власти, украинская власть еще более авторитарна. Тенденции к усилению цензуры в Интернете есть и в западных странах. Частные Интернет-компании, действующие по всему миру и зарегистрированные в США, контролируют Интернет в интересах западного бизнеса и власти и западного империализма. Об этом не обязательно писать в статье о российском Интернете, но, критикуя российские бизнес и власть, не следует избегать подобной критики в отношении Киева и запада.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Новый курс

ПРЕДИСЛОВИЕ. Настоящая брошюра выходит со значительным запозданием: нездоровье помешало мне выполнить работу более своевременно. Но, в конце концов, вопросы в протекавшей до сих пор дискуссии только поставлены. Вокруг этих вопросов, внутрипартийного и хозяйственного, подняты...

Закрыть