«Побег из Собибора» и «Собибор» 30 лет спустя | Леворадикал

«Побег из Собибора» и «Собибор» 30 лет спустя

Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключенными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже приперло и отступать некуда. И когда он признается в любви женщине что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это дает какую-то легкость в тяжелом решении о побеге.

Константин Хабенский о своём герое

События в концентрационном лагере Собибор были экранизированы лишь раз –  в 1987-м году совместными усилиями Великобритании и Югославии – хотя, по сути, картина была очень пёстрой по национальному составу творческой группы, и её можно считать интернациональной.  Режиссёром выступил Джек Голд. Российский художественный фильм был приурочен ко Дню Победы, главную роль в нём сыграл сам создатель – Константин Хабенский.

Сам по себе побег из Собибора вызывает восхищение. Приводимое создателями фильма утверждение, что это было единственно успешное восстание подобного рода, не совсем верно. И всё же узники лагеря совершили, казалось бы, невозможное. Были и попытки сопротивления в Треблинке, была и печально известная «Мюльфиртельская охота на зайцев», было и победоносное вооружённое восстание в Бухенвальде, но настолько дерзкого и отчаянного побега империя СС не знала…

Концентрационный лагерь Собибор был возведён в 1942-м году на юго-востоке Польши у одноимённого населённого пункта. С самого начала ему отводилась большая роль в окончательном решении еврейского вопроса. Само его существование было окутано завесой тайны, а путь к лагерю был замаскирован под тупик, дабы не привлекать внимания. В его застенках погибло свыше двухсот тысяч узников. Практически все прибывшие в Собибор уничтожались сразу в газовых камерах.. Малая же часть тех, кто мог быть полезен нацистам (слесари, плотники, портные и ювелиры), получали отсрочку и отправлялись на принудительные работы. После казни палачи, вооружившись специальными щипцами, исследовали челюсти убитых на предмет золотых коронок. Личные вещи жертв эСэСовцы распределяли меж собой, превратив своё ремесло в средство дополнительного личного обогащения. Гиммлер, посетивший в 1943-м соседний концлагерь Треблинка, остался недоволен тем, как происходит захоронение тел, приказал подойти к этому вопросу более тщательно и минимизировать затраты. Это происходило аккурат после победы Красной армии под Сталинградом, и уже тогда верхушка Райха озаботилась сокрытием следов своих преступлений.

Гиммлер приветствует «травников» в Собиборе

Офицеры бесчинствовали и издевались над заключёнными.  Попытки побегов жестоко наказывались – зачинщиков публично расстреливали, с ними страдали и невиновные. О питании и трудовых условиях и говорить нечего. Лагерь хорошо охранялся, был окружён трёхметровыми стенами, а всё пространство вокруг (кроме главного входа) заминировано. И во всём этом аду горстка обреченных не смирилась с судьбой и бросила вызов нацистскому зверю. Решено было прикончить своих мучителей, одного за другим. И бежать не поодиночке, и не группами, а всем лагерем. Голодная и измученная толпа смяла охрану из вооружённых до зубов эСэСовцев, вынесла ворота и сквозь мины и пулеметные очереди рванулась к свободе. Не многие из них дожили до Победы… Это было 14 октября 1943 года. Все те, кто не смог или не захотел бежать из лагеря, были расстреляны на следующий же день. Впоследствии Гиммлер, не вынеся позора, приказал сравнять лагерь с землёй. Само же восстание не заняло и часа. Его возглавил советский лейтенант Александр Аронович Печерский.

В лесу сбежавшие разделились. Кто-то стал искать пристанище в деревнях (зачастую их выдавали немцам местные жители), кто-то пошёл за Печерским (и им повезло больше всего). Вместе со своими товарищами Александр Аронович партизанил вплоть до освобождения Белоруссии и соединения с регулярными частями Красной армии. Казалось бы, лейтенант Печерский за совершение такого подвига достоин звезды Героя Советского Союза. Увы, предводитель победившего восстания не получил даже попсовый орден Ленина. Лишь позже он будет отмечен незначительными наградами. Его отправили в штурмовой батальон 1-го Прибалтийского фронта – подобие штрафбата, где он чудом остался жив. В отличие от штрафников бойцы этих подразделений оставляли за собой воинские звания, хоть и находились под подозрением. После тяжёлого ранения Александр Аронович получил инвалидность, а свои дни закончил в родном Ростове-на-Дону. Многие и не знали, что рядом с ними живёт настоящий Человек…

Александр Аронович Печерский

Тэглайном фильма является утверждение о побеге, как о забытом подвиге. Это не так. О восстании рассказывал Гроссман в газете «Красная звезда», сам Печерский – в своих мемуарах, изданных небольшим тиражом, Павел Антокольский и Вениамин Каверин – в очерке «Восстание в Собиборе» (позднее он вошёл в «Чёрную книгу»). Печерский также выступал на судебном процессе над коллаборантами из Собибора. Невзирая на запреты, поддерживал связь с участниками тех событий.

Подпишитесь на нас в telegram

И всё же должного освещения подвиг узников Собибора в Советском Союзе не получил. Тому есть несколько причин. В советской трактовке Великой Отечественной отношение к Холокосту и зондеркомандам было специфическое – отдельно евреев старались не выделять. Считалось, что страдал весь богоизбранный советский народ, а не какие-то там евреи… О Бабьем Яру вплоть до 60-х не вспоминали, да и после чинили различные препоны увековечиванию памяти. Кстати, там ещё и украинских националистов расстреливали, о чём мало кто слышал… Да и «Чёрная книга», это уникальное свидетельство самого глобального геноцида в истории, надолго оказалась у нас под запретом…

Согласно тогда господствовавшей у нас идеологии все жертвы Бабьего Яра не заслуживали народной памяти: украинцы — националисты, военнопленные — подлые трусы и предатели. По поводу евреев бытовало мнение: что это за нация, если не сопротивляясь фашистам, по первому зову оккупантов пришла, как стадо овец, в Бабий Яр на расстрел… О тысячах военнопленных умалчивали — разве могли солдаты, офицеры, генералы доблестной советской армии тысячами сдаваться в плен?!

Анатолий Игнащенко

Сидя в кинозале, и я столкнулся с проявлением всё того же отношения к евреям как к «нации плутов и терпил». «Только наши мужики сражаются, только наш Печерский! А эти евреи только о своей заднице думают!» – ворчал кто-то с задних рядов. Это человек не слышал ни о Михаиле Плоткине, ни о Шито Кордонском, ни о Юлиуше Хибнере…

Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: «Это кто, евреи?
Они в тылу сражались за Ташкент!»

Михаил Рашкован

Латентный антисемитизм вообще был свойственен советскому обществу. Подвиги советских евреев старались не афишировать, награждали их неохотно. А ведь их вклад в Победу – отдельная тема. А тут к тому же испортились отношения с Израилем (где Печерскому установлен памятник) и стартовала борьба с «безродным космополитизмом». Кстати, в ходе неё Печерский как еврей лишился работы. Кроме того, говоря о Собиборе, пришлось бы говорить о убийстве и выдаче сбежавших евреев нацистам польско-литовским населением, которое отличалось повышенной юдофобией. Тему коллаборационизма вообще старались не затрагивать. О власовцах говорили скупо, о украинских повстанцах охотнее, но тоже без энтузиазма…

Поэтому можно было лишь приветствовать экранизацию такого события у нас. Что же получилось? Давайте посмотрим. Фильм предваряется цитатой из библии. Не беда! Многие шедевры начинаются подобным образом. Далее мы становимся свидетелями диалога эСэСовцев Собибора, один из которых пилит ноготки, а второй рассуждает о евреях и крещении в Иерусалиме. К перрону подходит поезд с жертвами. И тут начинаются различия. Если в фильме 1987-го года в лагерь привозят напуганных людей в тесных теплушках, то здесь пред нами предстают ухоженные дамы и господа, по-видимому, из фешенебельных вагонов 1 класса… Так героиня Марии Ольшанской очень радуется объявлению о скором душе (после «душа» она уже никакой роли в фильме не сыграет…)

Практически все нацисты изображены не просто неумолимыми убийцами, но и психопатами-садистами. Так, комендант лагеря явно получает удовольствие, глядя на нагие агонизирующие тела убитых узниц. Другой надзиратель обожает пороть заключённых. Это вполне укладывается в европейское понимание той войны. Как фашизм и Вторую мировую мелкобуржуазному моралисту проще списать на «ненормальность Гитлера», так и сталинские репрессии объяснять «диктаторской паранойей». Германский фашизм у них – лишь «временное помутнение рассудка у немцев», но никак не продукт финансового капитала, не порождение империализма, не машина смерти, а идейные наци – не её безжалостные механизмы, а «абсолютное зло и порождение ада». Добропорядочные немцы были одурачены Гитлером, купились на его посулы. Не было ни Круппа, ни Форда в нацистских спонсорах. Ни Мёллера ван ден Брука с его мечтами о «Третьей империи», ни фрайкора, ни годами взращиваемой германских массах идеи «обиженной нации», которой все должны. Один лишь Гитлер всех обманул! А сколько сказано: «Фашисты – нелюди, монстры и чудовища»… Однако весь ужас и состоял в том, что это были живые люди. Какой-нибудь эСэСовец днём мог методично расстреливать из пистолета еврейских женщин и травить их газом в камерах, а вечером на пианино играть Вагнера свой дочурке, с улыбкой поглядывая на красавицу-жену. Среди гитлеровцев встречались и патологические маньяки, и откровенные извращенцы. Но всё же для большинства это была рутинная работа… во славу Райха и фюрера.

Центральный момент в фильме – день рождения коменданта лагеря, в честь которого нацисты затевают пирушку и подвергают несчастных новым злоключениям. Здесь нам снова демонстрируют тёмную садистскую сторону нацизма – офицеры запрягают заключенных в повозки и устраивают гонки. Можно было бы не придираться, но на этом моменте отчётливо видишь, что какие бы лишения люди не испытывали в лагере, выглядят они достаточно бодро и упитанно! Некоторые вообще чистенькие и ухоженные. И это на голодном пайке! Печерский вообще демонстрирует чудеса выносливости, напросившись коменданту в лошадки. А ведь после такой порции ударов кнутом, что обрушиваются на спину Хабенского, главному герою явно пришлось бы отлеживаться пару дней на больничной койке, и о побеге можно было забыть!

В фильме Константина Хабенского его герой одолеваем сомнениями – выгорит ли его затея с побегом? В реальности вопрос «бежать или не бежать» перед Печерским, конечно же, никогда не стоял. План побега он вынашивал с самого начала и кропотливо вносил коррективы.

Вокруг мертвых тел клали дрова, все обливали керосином или бензином и поджигали…Костры горели днем и ночью. Они были видны за много километров от Собибора. Запах горящих трупов распространялся очень далеко, и жителям близлежащих деревень было трудно дышать, а нам было стыдно за своё бессилие

Александр Печерский.

В картине Джека Голда Печерский хоть и фигурирует не с самого начала (сперва всё внимание уделено Леону Фельдхендлеру как предтече побега), но своим появлением в лагере сразу же вносит заметное оживление в действующее подполье и становится фактически главным организатором. В российской же экранизации только прибытие вагонов с трупами убиенных из соседнего лагеря Треблинка (по сюжету нацисты перед отступлением убивают всех до единого) и осознание того, что весь Собибор ждёт та же участь, заставляет подполье зашевелиться и в спешке готовить восстание.

Далее. В британско-югославской версии вообще и побег, и сама подготовка к нему, показаны более детально. Подпольные ячейки налаживают связь между собой, узнают расписание часовых, достают все необходимые предметы… Подпольщикам, кстати, известно, что кроме немцев их охраняют украинские «травники», и они пытаются выяснить их численность. В нашем же фильме сам факт, что многие надзиратели набирались из коллаборационистов, обойден молчанием.

Сам побег практически идентичен ранней экранизации. Точно так же под видом пошива новой одежды заманивают офицеров в мастерские и забивают их заготовленными заранее ножами и подручными инструментами. Единственное важное отличие – в картине 1987-го восставшие обрубают электричество, тем самым лишая начальство лагеря связи. У Хабенского этот момент опять же почему-то пропущен.

Иван Демьянюк – один из охранников Собибора. Впоследствии в 2009-м был судим, что вызвало возмущение и протесты украинских властей

Одной из частых претензий к фильму стала любовная линия между Печерским и девушкой Люкой, которая, впрочем, не занимает много картинного времени. Сказать, что фильм оказался превращён в дешёвую мелодраму, будет несправедливо, но попытка изобразить любовь как источник бунта заключенных смотрится неубедительно. В реальности Печерскому было необходимо общаться с подпольными ячейками из других бараков, и, дабы избежать лишнего внимания эСэСовцев, они с Люкой успешно разыгрывали влюблённую парочку. Симпатия Люки к Печерскому показана и в картине 1987-го года, но там хотя бы оговаривается, что их гуляния преследовали своей целью, прежде всего, конспирацию. Но это не беда. Любовь так любовь. Возмущает другое. Реальная Гертруда Попперт, носившая позывной «Люка», была подпольщицей. Она ненавидела нацистов и с самого начала примкнула к лагерному сопротивлению. Перед восстанием она подарила Печерскому на счастье рубашку, которую он сохранил до конца своих дней. В нашем же фильме она отговаривает главного героя от бунта и проповедует непротивление и смирение! «Всё в руках божьих!», «нужно уповать на господа», «он нас так не оставит…» и т.д. и т.п. К счастью Александр не слушает её и поступает как самый настоящий советский человек (что всё-таки как-то не очень вяжется с видением режиссёра, о котором пара слов ниже). К сожалению, дальнейшая судьба Гертруды неизвестна. По окончании войны Печерский разыскивал Люку, но ни чего выяснить не удалось… Считается, что  она либо погибла при побеге, либо была убита после него.

Также зрительская критика коснулась того, что отрицательные персонажи в фильме раскрыты больше, чем положительные. И это, пожалуй, главный минус картины. Невероятно, но факт — нацисты интересуют режиссёра гораздо больше, чем восставшие против них герои! Да, уделено внимание Шломе и другому еврейскому мальчику. Но самого Печерского в «Собиборе» до ничтожного мало. А ведь этот фильм героический! И во главу угла должна быть поставлена личность предводителя восставших. Нам ничего не скажут ни о его биографии до войны, ни как он попал в плен. Хорошо хоть неудачную попытку побега в Минске парой слов упомянули, так хоть зрители узнают, что Александр Аронович был не робкого десятка и просто опускать руки не собирался. Зато злодеи устраивают настоящий душевный стриптиз, рассказывая то про несчастную любовь своей юности, то сетуют на своё социальное происхождение.

Почему такое пренебрежение? Может быть, ответ на этот вопрос кроется в словах режиссёра, вынесенных в эпиграф статьи? Итак, Хабенский считает, что Печерский «превращается из человека советского в человека нормального».

Это очень важно, потому что, в моем понимании, человека советского больше беспокоят общественные вещи, коллектив, а никак не личные, касающиеся его и людей, находящихся рядом с ним. И Печерский находит в себе силы для этого перелома.

То есть, чтобы стать человеком, по Хабенскому, Печерский должен перестать быть советским! Иначе он этого не заслуживает? Но ведь и фашисты советских унтерменшей за людей не считали! А Матросов, Космодемьянская, Карбышев, Маресьев, которые о других думали, а не о своей шкуре? Тоже не люди?!

Я вовсе не говорю, что фильм плохой. Нет, он довольно откровенный и интересный, отдельные сцены действительно жутковаты (хотя в зарубежной картине жестокости тоже хватает..), а последние решающие минуты держат в напряжении. Многие эпизоды фильма взяты из самих воспоминаний Александра Печерского. Фильм неплох, и как наглядное пособие по ужасам нацизма он вполне годится. И всё же от глаз внимательных критиков не ускользнуло, что фильм более снимался для европейского зрителя и подгонялся под западные каноны. Да Константин Юрьевич и сам признавался в интервью, что надеется отправить фильм на Оскар.

«Собибор» Константина Хабенского — отличный фильм об ужасах войны, сделанный для европейцев. Степень горя и ужаса, пережитая советскими людьми, исключает смакование сексуальных сдвигов нацистов. Советские солдаты находили в карманах убитых немцев такие фотографии расправ, по сравнению с которыми меркнут всем самые страшные фильмы ужасов, вместе взятые. Советские бойцы, освобождая родную землю, шли через оставленные немцами пепелища, на которых на трупах матерей лежали тельца малышей. Это горе не пахло парфюмом, не блистало роскошным макияжем и не поддавалось психоанализу.

Андрей Сидорчик

В результате «Собибор» 2018-го года получился более историческим триллером, нежели героическим фильмом, в отличии от своего предшественника. Правомерно ли сравнивать его с нестареющей классикой Климова или «Списком Шиндлера»  пусть каждый решит сам… Так что оценка фильму – 7 повешенных эСэСовцев из 10. Остальные, как «нормальные» люди, уехали отдыхать в Бразилию. Ибо личное превыше всего! Persönlich über alles!

Печерский с участниками восстания

Печерский с дочерью Элеонорой

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Испания: 3000 рабочих митинговали в Ольведо против трудовой реформы

По инициативе профсоюзов CCOO, UGT и УСО под девизом "Не молчи! Защити свои права!" в Ольведо состоялась демонстрация против трудовой реформы, утверждённой правительством. Более 3000 человек вышли сказать "нет!" наступлению капиталистов на права рабочих.В...

Закрыть