Фильмы о профсоюзах и рабочем сопротивлении | Леворадикал

Фильмы о профсоюзах и рабочем сопротивлении

От редакции: К дню международной солидарности трудящихся мы предлагаем читателям подборку фильмов о рабочем сопротивлении. В данной подборке мы постарались отобразить все многообразие жанра по тематике, времени и месту действия. Рабочие царской России и мексиканские мигрантки в современном Лос-Анджелесе, итальянские станочники эпохи «золотого тридцатилетия» и валлийские шахтеры времен тэтчеризма — с разным уровнем понимания, но все они борются за лучшую жизнь и справедливое общество. Языком советского авангарда, европейского модернизма, современного социального кино великие художники прошлого и современности говорят одну и ту же правду, озвученную героем фильма «Мэтуон»: в этом мире есть две стороны — те, кто работает, и те, кто не работает.

А на чьей стороне ты, читатель?

Стачка (1923, СССР, реж. Сергей Эйзенштейн)

Самый, без сомнения, прославленный фильм в нашей подборке — классическая немая лента Сергея Эйзенштейна, его первая полнометражная работа, которая должна была стать частью масштабного цикла картин о революционной борьбе.

Дореволюционная Россия. На одном из крупных заводов действует подпольный большевистский комитет, ведущий агитацию за стачку среди страдающих от невыносимых условий труда, нищеты и варварского обращения начальства пролетариев. Самоубийство молодого рабочего, несправедливо обвиненного мастером в краже микрометра, становится поводом для массовых волнений. Завод встает, но хозяева собираются подавить стачку, не останавливаясь перед самыми грязными средствами…

Это экспериментальный фильм, созданный Эйзенштейном на стыке разных стилей и подходов. С одной стороны — в картине отсутствуют главные герои, ключевые персонажи, четко выраженная драматическая фабула, что делает основными действующими лицами противостоящие друг другу классы в целом. С другой — почти все положенные коммерческому кино в соответствующую эпоху трюки и приемы присутствуют в ленте в изобилии. Главное предназначение фильма, разумеется, агитация, причем в среде трудящихся начала двадцатого века, выросших и сформировавшихся в царской России — так что создатели картины не стесняются прямых, бьющих в глаза сравнений и образов: кадры жестокой расправы над рабочими перемежаются с натуралистическими сценами забоя скота, карикатурные толстопузые буржуи курят неизменные сигары, фильм начинается цитатой Ленина и заканчивается призывом к зрителю помнить всех жертв капиталистического произвола. Тем не менее, «Стачка» не скатывается до уровня примитивной агитки, оставаясь живым, начисто лишенным позднесоветской казенщины изображением классовой борьбы русских пролетариев под руководством большевиков, борьбы, что привела в итоге к величайшей революции в истории человечества, коренным образом изменившей положение рабочего класса не только в России, но и во всем мире.

Соль земли (1954, США, реж. Герберт Дж. Биберман)

Самый выстраданный фильм в нашей коллекции – детище «коммунистических агентов», т. е. тех профессиональных кинематографистов, которых Голливуд внес в свой знаменитый «чёрный список». Антикоммунисты в США с таким усердием препятствовали созданию фильма, что само его существование кажется чудом. Слоган ленты – «Запрещённый фильм, который не желало видеть правительство США!» Отголоски классовой борьбы более чем полувековой давности уверенно звучат даже в лживой рецензии Кинопоиска.

В округе Грант (Нью-Мексико) с 1950-го по 1952-ой проходила забастовка шахтеров. Фильм «Соль земли» посвящен именно ей. Более того, в картине снимались сами шахтеры – участники событий, что делает её в некотором смысле документальной.

«Соль земли» раскрывает многие стороны профсоюзной борьбы, которые обычно остаются «за кадром». Особенно сильно авторам удалось передать атмосферу бытового общения и трудный процесс коллективного принятия решений.

Без этого киношедевра не будет полной ни одна подборка профсоюзных фильмов. Возможно, труд красных кинематографистов и простых шахтеров, заслуживший в конечном итоге признания зрителей и даже премию «Хрустальный глобус», вдохновит вас в том числе на творческие подвиги во имя победы рабочего класса.

Подпишитесь на нас в telegram

Рабочий класс идёт в рай (1972, Италия, реж. Элио Петри)

Это культовый фильм во всех отношениях. Режиссёр – оскароносец, итальянский коммунист Элио Петри. Композитор — Эннио Морриконе. Сам фильм собрал всевозможные награды, «Пальмовые ветви» и «Серебряные ленты».

Но для нас он ценен не звёздным составом и наградами. Данный фильм демонстрирует очень важный момент в становлении коммуниста, борца за права рабочих, профсоюзника. Это эволюция взглядов. Лулу Масса был рабочим-передовиком, только и знал, что заколачивать деньги, наплевав на всё остальное – на своих товарищей по работе, на технику безопасности. Хозяева завода его за это любили, зато рабочие терпеть не могли, ведь нормы выработки постоянно росли: начальство устанавливало их, ориентируясь на Массу. Эта однообразная, изнуряющая работа повторяется изо дня в день сменяясь по вечерам семейными скандалами. Одно и то же, одно и то же. Но однажды на заводе происходит производственная травма и Масса теряет палец. С этого начинается его переосмысление своей жизни и своего положения на заводе, он больше не хочет быть «винтиком» и начинает бороться, поддерживаемый с одной стороны представителями профсоюза, с другой стороны – студентами-коммунистами. В то же время фильм очень чётко демонстрирует разрыв студенческих революционных движений и рабочего класса, изначально рабочие воспринимают надоедливых «революционеров» как нечто инородное. С профсоюзом у Массы складываются также неоднозначные отношения. В общем, этот фильм настолько жизненный, что не идеализирует никого – ни рабочих, ни коммунистов, ни профсоюзных боссов. И в то же время фильм показывает необходимость объединения рабочих, а главное – результат этого объединения.

Округ Харлан (1976, США, реж. Барбара Коппл)

Единственный в полном смысле документальный фильм в нашей подборке снят начинающим режиссером Барбарой Коппл, прожившей среди шахтеров Округа Харлан три года, и отснявшей более 50 часов экранного времени. Фильм рассказывает о знаменитой Бруксайдской стачке 1973 года, когда 180 горняков выступили против компании, требуя повысить расценки и отчислять средства на медицинское и пенсионное обеспечение. Улучшить охрану труда.

Чтобы начать борьбу, работникам пришлось покинуть желтый профсоюз, прикормленный работодателем. Но и в UMWA, куда вступили рабочие, не все было хорошо. Во время тринадцатимесячной забастовки компания нанимала штрейкбрехеров и пыталась задушить стачку всеми возможными методами.

Деньги на фильм Барбара Коппл изыскивала самыми разными путями: в США и в те годы, и сейчас трудно найти средства на честное социальное кино. Упорство и смелость Коппл подарили рабочим активистам важную иллюстрацию сложной и многогранной борьбы, из которой все мы извлекаем ценные уроки.

Подпишитесь на нас в telegram

Кулак (1978, США, реж. Норман Джуисон)

Джонни Ковак – вымышленный профсоюзный лидер. Американская культура могла бы создать комикс на основе истории этого персонажа. Главную роль в фильме исполнил Сильвестр Сталлоне, идеальный актер для роли простых, но героических парней.

Америка 30-х – это разгул мафиозных группировок и напряженная классовая борьба. Профсоюзы ведут неравную борьбу с хозяевами, которые не гнушаются самых грязных методов борьбы против организованных рабочих. Водители грузовиков, которых организует молодой рабочий Ковак, становятся перед выбором: драться насмерть, или терпеть нищету, бесправие и даже умирать на рабочем месте.

Жизнь Ковака отсылает нас к судьбе реального профсоюзного лидера Джимми Хоффы. Последний был бизнесменом от профсоюзов и тем ещё проходимцем. Смешение в личности Ковака молодого идеалиста, сражающегося за экономические интересы рабочего класса, и дельца Хоффы раскрывает важную проблему стихийного развития профсоюзного движения. Без руководства коммунистов, без политической партии, выражающей стратегические интересы рабочего класса, самые честные профсоюзные лидеры обречены либо на маргинальность, либо на перерождение.

«Кулак» является одним из самых сильных мотивирующих профсоюзных фильмов. Участие Сталлоне сделало его, пожалуй, одним из самых известных фильмов в своей категории. Картина обязательна к просмотру.

Норма Рэй (1979, США, реж. Мартин Ритт)

Этот профсоюзный фильм получил 2 Оскара – в номинации «лучшая песня» и «лучшая актриса» (Салли Филд). Картина рассказывает историю двух ключевых персонажей – работницы текстильной фабрики Нормы Рэй и профсоюзного организатора Рюбена Варшовски.

Фильм можно рассматривать как пошаговую инструкцию по оргнизации профсоюза, но лишь в условиях США. В России другие условия и приемы работы профсоюзных активистов. Хотя есть и немало общих черт.

Норма – работница с лидерскими амбициями и в то же время с обострённым чувством справедливости, работодатели таких всегда побаиваются. Поэтому в первой же части фильма мы видим, как Норму пытаются подкупить, предложив ей повышение. Как это обычно и бывает, повышение пагубно влияет на её отношения с коллегами, и перед Нормой возникает выбор, который она без сомнений делает в пользу товарищей.

В фильме, кроме прочего, очень хорошо прослеживаются именно те специфические проблемы, с которыми сталкивается женщина-профсоюзница: нехватка времени на детей, ссоры с супругом, вынужденным справляться с традиционно «женскими» обязанностями.

Норма не спит ночами, ей приходится выполнять много бумажной работы, часами обзванивать по спискам работников фабрики. Да, профсоюзная работа – это не только забастовки и красивые речи в цехах. При этом фильм в высшей степени позитивен. Он рассказывает историю успеха. Демонстрируя сложности на пути профсоюзной организации, он учит преодолевать их, буквально заражает уверенностью оптимизмом!

Мэтуон (1987, США, реж. Джон Сэйлз)

Фильм, повествующий о событиях начала двадцатых годов в шахтерском городке Мэтуоне в Западной Вирджинии, приведших к кровавому столкновению, известному как «Битва в Мэтуоне».

Угольная компания Stone Mountain выжимает все соки из своих рабочих. Шахтеры находятся на положении наемных рабов: даже зарплату им выдают не деньгами, а купонами, которые принимаются лишь в магазинах компании. Непереносимые условия труда, частые катастрофы в шахтах, постоянное повышение норм выработки — все это ведет к тому, что шахтеры начинают сопротивление, организуясь в профсоюз. Руководство компании, в свою очередь, отвечает на забастовку шахтеров массовыми увольнениями, выселением рабочих и их семей из домов, запугиванием и травлей. В город везут штрейкбрехеров: чернокожих из Алабамы и итальянских мигрантов. Руководство профсоюза, в свою очередь, присылает в Мэтуон своего эмиссара Джо Канэхэна…

Фильм наглядно демонстрирует нам особенности политической культуры и общественного быта «старой доброй Америки»: в стране, где свободное распространение оружия гарантировано конституцией, бизнес-воротилы прямо провоцируют рабочих на вооруженное насилие, надеясь утопить протест в крови. Опытный профсоюзный лидер Джо Канэхэн добивается крупных успехов в борьбе, убеждая приезжих шахтеров присоединиться к забастовке, однако он неспособен предотвратить кровавую провокацию: мачистская индивидуалистическая культура американского Юга, превозносящая «настоящего мужчину» с большой пушкой, оказывается сильнее любых доводов разума.

Трагична также судьба честных представителей власти — шерифа Мэтуона Сида Хэтфилда, «хорошего копа», искренне сочувствующего рабочим и пытающегося остановить бандитов на службе угольной компании, а также мэра Тестермана, не желающего отдавать жителей города на съедение «эффективным собственникам». Увы, единственное, что может сделать шериф, даже поддержанный всеми горожанами — это стрелять, но вставшие на защиту народа представители власти становятся для этой власти чужими — и за жестокое убийство Сида Хэтфилда бандитами под маской «частных детективов» так никто и не ответил.

«Мэтуон» — фильм глубоко американский по форме и содержанию, и вместе с тем он деконструирует, уничтожает те штампы и стереотипы, что породила голливудская коммерческая культура. Поражение горняков Западной Вирджинии в начале двадцатых годов было жестоким, однако оно послужило уроком для американского рабочего движения, добившегося в последующие годы существенных успехов во многих отраслях экономики. И пусть условия современной России и «старой доброй Америки» сильно разнятся — нам есть что извлечь из истории американских угольных войн. Солидарность, выдержка, организация — залог победы в противостоянии с хозяевами. Таков урок, который преподает этот фильм, да и вся история профсоюзного движения.

Хлеб и розы (2000, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария, реж. Кен Лоуч)

«Нас всех уволят!» — такие слова часто слышат сознательные рабочие от своих товарищей, когда пытаются организовать трудовой коллектив для экономической борьбы. Правда ли работодатель так страшен, а наемные рабы бесправны и бессильны тягаться со всемогущим хозяином? Наглядные ответы на эти вопросы дает фильм 2000 года – «Хлеб и розы».

Название фильма происходит от знаменитой одноименной песни, написанной Джеймсом Оппенгеймом в 1911 году под впечатлением от речи Розы Шнайдерман, в которой социалистка, феминистка и профсоюзница заявила, что рабочему классу нужен хлеб, но нужны и розы.

Фильм повествует историю профсоюзной борьбы уборщиков помещений, в большинстве своем бесправных мигрантов, против могущественных хозяев — крупных владельцев недвижимостью. Мексиканки и мексиканцы, работая за ничтожную плату и при жестких условиях труда, не верят в возможность тягаться с работодателем. Попытки молодого профсоюзного организатора объединить работников спотыкаются не только о страх, но и слепую веру работников в собственное ничтожество. Фильм показывает самые типические ситуации организации трудового коллектива, борьбы внутри него, а так же борьбы против него; процесс сплочения работников, их пути к нелегкой победе; сложные судьбы трудовых мигрантов, личные трагедии и личные триумфы.

Если ваши товарищи по цеху сомневаются в своих силах, покажите им этот фильм. Кстати, он основан на реальных событиях…

Северная страна (2005, США, Ники Каро)

В фильме «Северная страна» рассказывается о пути простой американки, трудящейся на руднике. Ни слова о пресловутой американской мечте, речь идёт о выживании и борьбе за человеческое достоинство. Джози Эймс, которую играет Шарлиз Терон, уходит от мужа, жестоко избивавшего её. Оставшись одна с двумя детьми, она решает вернуться в отчий дом в Северной Миннесоте, но и там она сталкивается с постоянными унижениями: отец стыдится её из-за того, что первого ребёнка она родила в 16 лет, жители городка также считают её девушкой лёгкого поведения. Работы в городе нет, Джози вынуждена «сидеть на шее» у отца, потому что заработать хоть что-то могут лишь мужчины, вкалывающие на градообразующей шахте. По совету подруги, Джози тоже решается устроиться на рудник, чем опять вызывает негативную реакцию окружающих. Шахтёры не готовы работать на равных с женщиной, им это кажется оскорбительным, поэтому вместо того, чтобы помочь ей интегрироваться в работу, они начинают всячески издеваться над ней, вплоть до сексуальных домогательств. Джози направляет жалобу совету директоров рудника, но после их отказа, решает уволиться и начать судебный процесс против компании. Её знакомый адвокат говорит ей, что дело может быть выигрышным только если другие работницы поддержат её. Так индивидуальная борьба становится коллективной. Не сразу, конечно, после многих трудностей, но в итоге Джози с помощью отца всё же удаётся привлечь на свою сторону профсоюз и работниц.

Эта история борьбы и победы основана на реальных событиях. Луис Дженсон, женщина, являющаяся прототипом главной героини, начала работать на руднике EVTAC в Эвлет, Миннесота в 1975 году. В 1984 году она начала судебный процесс против компании, чем вдохновила многих американок на преодоление этого заговора молчания и дискриминации на рабочем месте.

Сделано в Дагенхэме (2010)

В этом фильме рассказывается о событиях, произошедших во время забастовки 1968 года на автозаводе Ford Dagenham, когда почти тысяча работниц швейного цеха протестовали против дискриминации по половому признаку и требовали равной оплаты труда между мужчинами и женщинами. Причиной конфликта послужило введение новой системы классификации трудовой деятельности. Было выделено 4 категории: квалифицированный труд мужчин, полуквалифицированный мужской труд, неквалифицированный мужской труд и отдельная категория для женщин. Женский труд, невзирая на высокую квалификацию и сложные операции, оценивался как самый низкооплачиваемый.

До начала противостояния всё идёт своим чередом: женщины вкалывают, завод получает баснословную прибыль, представители профсоюза о чём-то договариваются с работодателем, как часто это бывает и у нас: профсоюз выступает как посредник, цель которого, чтобы всё было тихо и спокойно. Но когда швея с Форда Рита О’Грэди попадает на переговоры профсоюза с работодателем, она спустя 3 часа непонятной бюрократической болтовни понимает: что-то здесь не так. Не за жалобами и бумажками люди приходят в профсоюз. Так появляется смелый и неожиданный лозунг «Равную оплату за равный труд!»

«Ничего не делай, пусть мужчины говорят» — предупреждала Риту коллега перед переговорами с работодателем. И в этой безобидной на первый взгляд фразе на самом деле скрыто невероятно много пагубного: принижение собственного достоинства, отказ от решения действительно важных и насущных для женщин проблем, покорность и традиционная пассивность. К счастью, темперамент Риты не позволил ей молчать. Порочный круг был разорван. Никогда не бастовавшие до сих пор женщины забастовали. Но, как следствие, рубашки мужей оказались нестираны, а дочери ходили в школу не расчёсанными. Это следствие всё той же пресловутой патриархальной системы, когда домашние дела лежат на плечах женщины безусловно, как само собой разумеющееся, а мужчине, соответственно, они чужды. «Надень фартук» — смеются над супругом Риты его друзья, когда он торопится уйти из бара, чтобы забрать детей со школы. И это как будто должно звучать унизительно.

Забастовка 1968 года продолжалась уже 3 недели, когда министр труда Барбара Кастл пригласила к себе работниц с Форда. Правительство вынуждено было вмешаться и попытаться урегулировать конфликт, но в фильме это, к сожалению, показано как некая благодетель справедливого правителя. Не по милости добрых правителей женщины получили свое, они просто загнали хозяев завода в угол. Национальная кампания за равноправие женщин, начавшаяся после забастовки в Дагенхеме, — вот настоящий успех работниц с Форда, а не то, что министр снизошла, как это показано в фильме. Но в целом, если не брать в расчёт концовку, фильм интересный, полезный и довольно разносторонне отражает события в рабочем движении Великобритании в конце 1960-х.

Гордость (Великобритания, 2014, реж. Мэттью Уаркус)

Когда на предприятии появляется профсоюз, боссы делают все, чтобы расколоть коллектив. Точно так же ведут себя правящие классы в своей государственной политике. Рабочие должны ненавидеть друг друга за цвет кожи, пол, сексуальную ориентацию. Тогда хозяева смогут спать спокойно! Фильм «Гордость» заставляет задуматься о том, на сколько важна солидарность трудящихся без исключений и оговорок.

История, рассказанная в фильме, жителям современной России может показаться невероятной и даже анекдотической, но в основе ее — реальные события, произошедшие во время забастовки британских шахтеров 1984-1985 годов. Несколько лондонских геев и лесбиянок под руководством активиста Молодежной Коммунистической Лиги Великобритании Марка Эштона создают инициативную группу (Lesbians and Gays Support the Miners ) в поддержку бастующих шахтеров, устанавливают контакт с удаленным валлийским поселком, собирают крупные средства для поддержки забастовщиков — и, самое главное, своей деятельностью уничтожают традиционные предубеждения, разрушают ложную дихотомию «суровые провинциальные работяги против столичных манерных извращенцев», показывая, что выгоду из таких стереотипов извлекают прежде всего полицейские, боссы и говорящие головы из телевизора.

«Гордость» вряд ли можно рассматривать в качестве набора рецептов, разрешающих такую непростую проблему, как установление контакта между разными социальными группами трудящихся — очень многое из подлинной истории LGSM в картине было смазано и ретушировано в угоду вкусам современной западной публики (так, например, умалчивается о партийной принадлежности комсомольца Марка Эштона, в жизни не слишком походившего на свое «огламуренное» киновоплощение). И тем не менее, фильм невероятно вдохновляющий и позитивный: обилие доброго юмора, не имеющего ничего общего с похабными шутками «про это», разнообразие героев, преодолевающих в ходе общей борьбы застарелые комплексы и предрассудки — все это превращает просмотр в настоящее удовольствие. А в реалиях современной России, где, с одной стороны, в СМИ и Госдуме заботливо культивируется бешеная гомофобия, с другой — правительство в плане наступления на права рабочих идет по стопам Тэтчер и прочих заслуженных людоедов, актуальность «Гордости» — как для профсоюзных активистов, так и для борцов за права ЛГБТ — просто невозможно переоценить.

И проиграли бой (2016, США, реж. Джеймс Франко)

— Лучше — бой, если удастся ребят настроить. Разбегутся — и на душе гадко у всех будет, а бой — даже проигранный — дело достойное. 

Джон Стейнбек, «И проиграли бой»

Сильная экранизация первого крупного произведения знаменитого американского писателя Джона Стейнбека, автора «Гроздьев гнева» и лауреата Нобелевской премии.

Сезонная и временная работа – такие явления, наряду с заёмным трудом все чаще становятся обыденными в современной России. В США 30-х годов многие работники были рады хотя бы временной работе. Компании нещадно эксплуатировали дешевую рабочую силу – неорганизованных и растерянных рабочих, бродивших по стране в поисках куска хлеба.

Но не все были растеряны и неорганизованны. Активисты коммунистической партии готовы отдать жизнь за свободу и счастье своего класса. В Калифорнийской долине появляются профсоюзные организаторы, прибывшие помочь почти тысяче сборщиков яблок победить в нелегком противостоянии с местной ассоциацией овощеводов. Не каждый бой можно выиграть, но в каждом бою нужно отдать себя до конца.

Жанаозен (фильм, которого нет)

О событиях 16 декабря 2011 года в Жанаозене (Казахстан), когда полицейские мясники уничтожали бастующих горняков, снято несколько документальных фильмов. Вы без труда найдете их в сети. однако в нашу подборку не вошел ни один из них. Мы надеемся. что очень скоро будет создана полная и сильная картина, отражающая страшную трагедию и грандиознейший эпизод классовой борьбы в истории постсоветского Казахстана.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Гундяев снова суёт нос в политику

Прошли те годы, когда церковники тихо, но озлобленно, читали молитвы за падение советской власти, ожидали сигнала контрреволюции, не в силах влиять на народную жизнь, не в силах навязывать советскому человеку средневековые обычаи, гнобить науку...

Закрыть