Недофрейдизм под маской троцкизма | Леворадикал

Недофрейдизм под маской троцкизма

«Никто больше не сможет быть
по-настоящему хорош в постели после него..
Он поимел весь этот чёртов мир!»
Фраза Фриды из сериала. Всё, что нужно знать о фильме.

Ожидания

Столетие русской революции отметилось выходом на телеэкран ряда картин, таких как – ремейк «Хождение по мукам», «Демон революции», «Троцкий» и «Подлинная история русской революции». И если «Матильда» наделала шуму, то эти сериалы рассказывают о политических событиях и деятелях иного толка, на защиту имени которых вряд ли встал бы хоть один прокурор. Речь пойдёт, прежде всего, о такой одиозной для российского общества фигуре, как Лев Троцкий.

Чего же я ожидал от картины о нём? Сразу хочу сказать, что изначально я позитивно отнёсся к сведениям о съёмках. Прежде всего, я ждал, что сериал будет неким подобием «Троцкого» 1993-го года, но только растянуто всё будет на 8 серий. Я ясно отдавал себе отчёт, что российская революция будет изображена как явление в основном негативное, но великое, Троцкий как фанатик, но в целом гениальная и симпатичная личность. А сама картина будет выводить к ставшему приоритетным «историческому примирению» меж красными и белыми, пресловутому «народному единству»…В реальности никакого единства, конечно же, не получилось..

Понимал я и что сериал будет изображать любовные похождения Троцкого и немецкий след в русской революции.. Но я всё же ожидал элементарной достоверности в изложении исторических фактов (пусть и с их антикоммунистической интерпретацией), более-менее сносной схожести персонажей с их историческими прототипами. Я ожидал увидеть становление будущего Председателя Реввоенсовета, его отношения с Лениным, борьбу со Сталиным, семейную жизнь, а также многочисленных реальных цитат и выдержек из его произведений.

Увы, но сериал и близко не оправдал самых скромных ожиданий. Вместо этого картина является торжествующим шабашом российской геббельсовщины. Здесь практически нет ничего общего с историей. Это не историческое кино, а фантастика, в которой орки тёмного ленинизма уничтожают Королевство, дабы возвести всемирный Мордор и учинить кровавую оргию..

Сериал начинается постаревшим Троцким, шагающим куда-то сквозь снег..Под стихи Гумилёва перед нами резко открывается 1918 год. Нам показывают, как Троцкий прямо в кожанке предаётся любовным утехам с Ларисой Рейснер в своём супер-поезде. Красный поезд, разрывая снежную лавину, устремляется в светлое будущее…Поезд, по признанию режиссёров, символизирует тот асфальтовый каток, что перемолол жизнь Троцкого. Поэтому с ним мы будем видеться каждую серию. Сразу же становится обидно за товарища Рейснер. Понятно было, что в картине будет эксплуатироваться сплетня о связи Валькирии революции и Льва. Горестно другое. Лариса была деятельным комиссаром, смышлёной разведчицей и вообще очень смелой женщиной. Бывала и в Афганистане, и в революционном вихре в Германии. Настоящий Че Гевара в юбке! Одна из её надгробных эпитафий гласила: «Ей нужно было бы помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером». Здесь же она низведена до скучающей декадентки и любительницы острых ощущений.

«Сразу же становится обидно за товарища Рейснер. Понятно было, что в картине будет эксплуатироваться сплетня о связи Валькирии революции и Льва. Горестно другое. Лариса была деятельным комиссаром, смышлёной разведчицей и вообще очень смелой женщиной»

Далее действие перетекает в Мексику 1940-го. О ней и скажем пару слов. Материалист Троцкий всё время твердит про жизнь во имя великой идеи. И вообще выдаёт такие фразы, говорит такие слова, которые реальному Троцкому на ум никогда бы не пришли и противоречили всем его убеждением. Рассуждает о чудовищах, и вообще производит впечатление ницшеанца, а не марксиста. В последующих сериях Троцкий (к ужасу воевавшего в Испании Меркадера) собственными руками смачно забивает кроликов, дабы мы визуально убедились, что «руки у него в крови»…Опять же, как он за ними ухаживал и кормил, нам видеть не положено…

Меня ещё по первым данным о сериале изумило превращение Джексона (актёр-бородач вообще не похож, как и многие другие), убийцы Троцкого, чьё настоящее имя – Рамон Меркадер, в его интервьюера. При этом сериальный Троцкий сидит за одним столом с Джексоном и соглашается рассказывать про свою жизнь, зная, что тот сталинист! А потом ещё и удивляется, когда он оказывается агентом ГПУ. В реальности Троцкий часто рвал с единомышленниками и по меньшим разногласиям. А уж со сталинистами никогда не шёл на контакт и руки никому бы из них никогда не подал, прекрасно осознавая, что любой может являться потенциальным агентом Москвы. Поэтому в дом Троцкого Меркадер входил под легендой, по которой был совершенно далёк от политики, дабы не навлекать подозрений. Здесь же чете Троцких о своём вероломном госте известно почти всё, кроме настоящего имени и работы на Кремль. Даже о своём участии в Гражданской войне в Испании сам Джексон честно признаётся.

Отношения Троцкого и Фриды Кало выглядят чересчур преувеличенными. Жена Троцкого не мешает их отношениям, а сама Фрида даже готова бежать со своим любимым на край света. Фрида вообще выведена на удивление здравомыслящим и рассудительным персонажем, хотя на самом деле к жизни и к отношениям с Львом Давидовичем относилась более легко. В реальности дальше короткой интрижки у них не пошло, а Троцкий, дабы избежать разрыва с по-настоящему любимой супругой, прекратил свой романчик. Именно как исповедь Троцкого Джексону показывается сериал. Как же воссоздают авторы сериала биографию Льва революции?

Широка беда начало

Перво-наперво я ожидал увидеть детство и юность главного героя, сад Швиговского и первую любовь Александру Соколовскую. Ан нет. Как юный Лейба Бронштейн увлёкся народничеством,  что оказало на него влияние, почему он пошёл по такому пути, как в итоге был обращён в красную веру Соколовской, нам не покажут. Авторы сразу начнут с первой отсидки Льва и его знакомства с мифическими надзирателем тюрьмы Николаем Троцкий, чью фамилию, якобы, революционер присвоит себе. То, что Эрнст и Цекало с большим удовольствием вводят в сериал сплетни, мифы и легенды о Троцком, и пренебрежительно относятся к реальной истории, мы увидим и дальше.

Итак. Охранник обыгрывают Лейбу в шахматы, попутно наставляя того на путь истинный. Страж порядка учит, что русскому мужику нужен кнут, любая власть держится на страхе, а революция неизбежно закончится хаосом и пожрёт своих создателей. Это вообще стандартный приём расейского кино о революционерах. Неважно о ком снимаешь – о Ленине, Троцком или Махно. Главное вводишь какого-нибудь умудрённого жизнью персонажа (это может быть священник, полицейский, прокурор, благородный офицер, честный дворянин или родители главного героя), который обязательно будет прозорливей главного героя, и с высоты сегодняшнего дня предрекает горе-революционеру его мрачное будущее. Говорит ли устами охранника нынешняя власть? Очень на то похоже. Так или иначе, отсылки к духовности и стабильности в его речи присутствует.

Ещё позже нам показывают как заключенный Бронштейн при прощании с Александрой Соколовской, не моргнув глазом, обещает вернуться, цинично обманывает её. В реальной истории Александра Соколовская сама благославила мужа на побег из ссылки и встречу с Лениным, предвещая любимому большое будущее.

«У нас были в это время уже две девочки; младшей шел четвертый месяц. Жизнь в сибирских условиях была нелегка. Мой побег должен был возложить на Александру Львовну двойную ношу. Но она отводила этот вопрос одним словом: надо. Революционный долг покрывал для нее все другие соображения, и прежде всего личные. Она первая подала мысль о моем побеге, когда мы отдали себе отчет в новых больших задачах. Она устранила все сомнения, возникавшие на этом пути. В течение нескольких дней после побега она успешно маскировала мое отсутствие от полиции. Из-за границы я едва мог переписываться с ней. Для нее наступила затем вторая ссылка. В дальнейшем мы встречались только эпизодически. Жизнь развела нас, сохранив ненарушимо идейную связь и дружбу[i]».
Лев Троцкий «Моя жизнь», 1930г.

Действительно, до конца своих дней она сохранила с бывшим мужем хорошие отношения и пронесла через всю жизнь веру в него как великого революционера. Об этом говорит хотя бы её поведение во время сталинских чисток:

«Александра Львовна выполняла просьбы своего бывшего супруга, к примеру, посылая ему литературу. Особенно рад был Троцкий получению «Воспоминаний» российского государственного деятеля конца XIX — начала XX в. С. Ю. Витте, которые читал с удовольствием, вспоминая, в частности, начало своей политической деятельности[756]. В письме от 2 мая Соколовская рассказала, как проходило ее исключение из партии: «Ты, надеюсь, знаешь, что мои все политические симпатии всегда совпадают с твоими, даже если мы друг о друге ничего не знаем». На партийном собрании Соколовскую спросили: «Как, вы даже против исключения Троцкого?» Она ответила: «Я знаю 30 лет Троцкого как самого пламенного революционера, который всегда стоял на этой позиции и даже на одно мгновение не изменил ей». — «Как так? — возмущенно сказал председатель собрания. — Ведь он был меньшевиком? А Августовский блок?» — «Я не изучала историю партии по фальсифицированным документам, а сама ее творила. Вы мне про Троцкого не рассказывайте, а у меня про него спросите». Председатель ответил: «Я тоже знаю партию не по документам». — «Что ж, так, значит, не всякому дано умение понимать, что вокруг него делается.[ii]»
Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский «Лев Троцкий. Четырёхтомник», 2013 г.

О преданности Соколовской Троцкому свидетельствует и то, что даже своей сестре Ите она сумела передать свои убеждения:

«13 марта 1936 г. состоялся первый допрос. Первый вопрос, который задал следователь ей, был: «В каком родстве вы состоите с Троцким?» На что он получил подробный ответ: «Я его знала 10-ти летней девочкой до женитьбы на моей старшей сестре. После их ареста в 1897 г. я больше его никогда не видела, связи, переписки с ним никогда не вела. В Николаев больше он никогда не приезжал». Далее следуют вопросы об Александре Львовне и других родственниках, связях сестры по Николаеву и Ленинграду. Затем следует вопрос: «В чем выразилось ваше контрреволюционное выступление перед рабочими совхоза А. Марти?» (т.е. за что по сути была арестована Ита Львовна). Вот ее ответ: «В октябре 1935 г. на собрании перед рабочими совхоза в честь очередной годовщины Октябрьской революции выступал начальник политотдела совхоза Кобецкий. Он сказал, что Троцкий предатель, контрреволюционер и изменил революции. А я сказала, что это не так. Что хоть он «заслуженный негодяй» и бросил мою сестру с детьми, но он имеет заслуги перед революцией и много сделал для ее победы». Через несколько дней после собрания Соколовскую И.Л. уволили с работы, и она осталась без средств существования. Затем она была арестована по доносу Кобецкого Я.Г. В качестве свидетелей по делу проходит соседка по двору Левина Р.Б. и сам Кобецкий Я.Г[iii]».
Елена Гриневич «Троцкий и Соколовские»

Оказавшись в вагоне, беглец, вспоминая своего мучителя Николая Троцкого, окончательно определяется с псевдонимом. Опять же, ни в мемуарах Льва Давыдыча, ни где-либо ещё никаких упоминаний об этом охраннике мы не встречаем.

«Я без приключений сел в вагон, куда иркутские друзья доставили мне чемодан с крахмальным бельем, галстуком и прочими атрибутами цивилизации. В руках у меня был Гомер в русских гекзаметрах Гнедича. В кармане — паспорт на имя Троцкого, которое я сам наудачу вписал, не предвидя, что оно станет моим именем на всю жизнь», — так реальный Лев Троцкий подводил черту под этим этапом своей жизни.

Революция по Фрейду

Перебравшись за границу, Лейба оказывается в кофейне, заполненной русскими эмигрантами-революционерами. Со сцены Троцкий начинает вещать о своих взглядах на русскую революцию, центральный пунктом в которых является: «Сытая Европа нам не нужна!»  После этого становится понятно, что с подлинными взглядами отечественных марксистов мы в сериале не познакомимся.

Тут появляется и начинает беззастенчиво вербовать главного героя Владимир Ленин (В реальной истории Троцкий сам пришёл к Ленину, и сразу же стал его протеже). Выясняется, что Троцкий тревожится за народ, а вот для Ильича народишко – лишь инструмент. Ему власти подавай. Хоть режиссёры и обещали не умалять роль Ленина перед Троцким, это у них совсем не получается. Как мы увидим далее — во всех революционных событиях будет верховодить Троцкий и только он. Но дело даже не в этом. Троцкий противопоставляется Ленину и в моральном плане. Давно замечено, что буржуазной интеллигенции вообще свойственно идеализировать образ Троцкого в отличии от Ленина. Это очень забавно, но факт. Почему так получается?

Из диалога двух героев (или злодеев?) становится понятно, что Троцкого авторы сериала будут изображать как великого идеалиста-утописта, неуёмного фанатика, потопившего ради своих эфемерных идей всех и вся в крови. Этакая персонификация русской революции, её Демиург. Ильич у них тоже мерзавец, но иного сорта.  Ленина они изобразят как великого практика-рационалиста, циничного стратега переворота, бездушного разрушителя России, который будет обыгрывать Троцкого именно по этим параметрам – более коварен, более циничен, более прагматичен. Именно так буржуазный интеллигент видит этих двух исторических фигур. Естественно интеллигенция будет более сочувственно относиться к заблуждающемуся, но искреннему и прямолинейному герою Троцкому, но никак не к беспринципному мерзавцу Ленину.

Это ещё верно подмечал Достоевский, столь любимый российскими правящими классами: «Странный человек этот буржуа: провозглашает прямо, что деньги есть высочайшая добродетель и обязанность человеческая, а между тем ужасно любит поиграть и в высшее благородство.….буржуа до страсти любит неизъяснимое благородство. На театре подавай ему непременно бессребренников. Гюстав должен сиять только одним благородством, и буржуа плачет от умиления. Без неизъяснимого благородства он и спать не может спокойно. А что он взял двенадцать тысяч вместо тысячи пятисот франков, то это даже обязанность: он взял из добродетели. Воровать гадко, подло,  за это на галеры; буржуа многое готов простить, но не простит воровства, хотя бы вы или дети ваши умирали с голоду. Но если вы украдете из добродетели, о, вам тогда совершенно всё прощается». Так и получается. Типичный мелкий буржуа по-своему восхищается Троцким, хоть и боится его до икоты. Таково единство и борьба противоположностей.

Да и ещё, Троцкого (до того, как он обзаведётся связями) показывают носящим косоворотку, снимающим затхлую каморку и стирающим своё бельё, чуть ли не выходцем из низов. Зато Ленин смакует конфетки и вообще, видимо, не бедствует. Почему режиссёры видят их такими, я, кажется, уже объяснил. И вот в квартирку к нашему бессребреннику приходит… великий и ужасный Парвус! Преувеличение роли Парвуса просматривалось уже по трейлеру, а значит сериал неизбежно должен был выводить к пресловутому немецкому финансированию. Парвус – очень удобная историческая фигура для российской (и не только) власти, на которую можно списать весь 1917 год. Богатый делец-предприниматель, авантюрист, еврей и социал-демократ.. Кого как не его изображать главным дирижёром российской смуты. О нём уже снимали подобные документалки (смотри, например, убогое твАрение НТВшников «Парвус революции»), теперь же виновник всех наших бед и несчастий выходит на большой экран, чтобы обыватель мог с ним поближе познакомиться. Парвус засветился сразу в двух сериалах, приуроченных к столетию революции, — «Демоне революции» и «Троцком» соответственно.

Пореченков-Парвус делает главному герою предложение, от которого тот не может отказаться! Сделать величайшим революционером современности за свои наличные. И при этом выдаёт достойный премии Дарвина перл: «Революционный лидер – что-то вроде секса.. Нет, это и есть сам секс!». С темой секса, как мы далее увидим, в сериале действительно передоз. Создаётся впечатление, что его снимали не состоявшиеся мужчины, а озабоченные школьники. Поначалу благородный Троцкий отказывается от сотрудничества, но в конце концов политическая целесообразность берёт вверх.

Параллельно с этим показывают зарождающийся роман Троцкого со своей второй женой. Наталья Седова показана не революционеркой, а богемной тусовщицей и гламурной кисой, которая не прочь позировать обнажённой. Её-то Троцкий и приглашает на свидание на лекцию Фрейда. Троцкий действительно им увлекался, но была ли встреча история умалчивает. Это неважно. Важно, что сами идеи Фрейда утрированы в сериале чуть больше чем полностью. «Борьба за власть – это, по сути, борьба за женщину!» — выдаёт кино-Фрейд. «Заставьте массы вас хотеть», — завещает он.  В основу любой активности здесь он кладёт сексуальное влечение, хотя любому посвящённому человеку известно, что это компрометация и явное упрощение теории психоанализа. И далее Троцкий не устаёт повторять, что «с массой нужно обращаться как с женщиной», хотя здесь ему банально приписывают слова Гитлера. До нас упорно доносят фашистскую философию, согласно которой народ – женщина, которой нужен «альфа-самец». И Хабенский-Троцкий до самого конца играет именно эту роль. И именно эта серия даёт ключ к пониманию взглядов режиссёров на своего героя. Революционные убеждения Троцкого они объясняют бешенной сексуальной энергией, заколоченной в недрах его подсознания. В сериале нет даже подобия Троцкого. Как абсолютно нет никакого троцкизма, а лишь вульгарный донельзя псевдофрейдизм.

Миллиард марок или Троцкий – секс-машина

Далее начинается вообще какая-то шизофрения и непотребство. Парвус встречается с доктором из рекламы Амбробене, который оказывается германским генштабистом, и вместе они обсуждают, как же им развалить Россию. Конечно же устроить в ней революцию! Диалог меж персонажами столь занятен, что его следует привести целиком:
«-Сколько, по-вашему, нужно денег, чтобы развалить Россию с помощью революции?
-Мне всегда трудно отвечать на этот вопрос…думаю миллиарда марок будет достаточно!

-Я давно хотел спросить вас Гельфанд.. Почему вы выбрали псевдоним Парвус. Стесняетесь своего еврейства?»

Миллиард марок!  Сумма по тем временам астрономическая. На что же революционеры тратили такие деньжища? Неужто на танки и дирижабли для собственной пролетарской армии? Судя по ответам современной молодёжи похоже на то[iv].. Злобные тевтоны настолько пылали злобой к России, что не пожалели на революцию в ней угрохать половину своего бюджета!

Напоминаю, что на дворе 1902 год, с Германией у России войны ещё нет. Спрашивается  – начерта Германии это надо? Неужто из природной озлобленности европейцев против русских? Которые только спали и видели – как бы их уничтожить. Прикормленной властью режиссуре нужно, чтобы зритель так думал. Поэтому они просто переносят конспирологическую версию с меморандумом Гельфанда на начало XX века, 1917-й год на 1902-й. Период, когда большевизм уже шёл к власти, на время, когда этот большевизм только-только рождался.

Уже давно принято и усвоено обывателем, что революция была сделана на немецкие деньги. Почему бы не поверить, что и большевизм, и всё революционное движение в России — исключительно их продукт. Чем оглушительнее ложь, тем скорее в неё поверят. Так кажется? Этот человек знал, о чём говорил.

Вообще же все те несчастные, повторяющие за властью побасенки про революцию, сделанную на немецкие деньги, никогда ничего не понимали в историческом процессе. Это как профаны без математического образования, пытающиеся лёгким путём решить сложные алгебраические формулы. Разница лишь в том, что без соответствующих знаний этого сделать он не сможет, зато рассуждать об истории, да ещё и на камеру, может себе позволить каждый дурачок или шарлатан.  Любому мало-мальски мыслящему человеку ясно, что революцию невозможно вызвать по щелчку пальца, как невозможно вызвать цунами, или купить ураган в магазине. Утонувшему же во лжи обывателю купить революцию кажется таким же возможным, как купить гамбургер в макдаке: «Мне, пожалуйста, революцию, пролетарскую, радикальную… с чёрным переделом в деревне!» Сама версия про немецкий шпионаж Ленина появилась не вчера. Её активно форсило Временное правительство в качестве «чёрного пиара» против большевиков, когда почувствовало себе угрозу.

Ещё французских радикалов обвиняли в связях с врагоми, получении от него крупных сумм. Вот только такие теории хорошо действуют на массу в период реакционной спячки, но никуда не годятся в период революционного пробуждения мозгов.

Ну как тут не процитировать самого Льва Давыдовича?

“Если бы у Ленина не было опоры в виде всей материальной и технической мощи немецкого аппарата пропаганды и немецкого шпионажа, — обобщает свои мысли клеветник, — ему никогда не удалось бы разрушение России». Керенскому хочется думать, что старый строй (и он сам вместе с ним) был опрокинут не революционным народом, а немецкими шпионами.

Как утешительна историческая философия, согласно которой жизнь великой страны представляет собою игрушку в руках шпионской организации соседа. Но если военное и техническое могущество Германии могло опрокинуть в течение нескольких месяцев демократию Керенского и искусственно насадить большевизм, то почему материальный и технический аппарат всех стран Антанты не мог в течение 12 лет опрокинуть этот искусственно возникший большевизм?»
Лев Троцкий «Моя жизнь», 1930

Из всех этих поощряемых российской элитой идеек — и козней зарубежных стран против России, и еврейского характера революции, — отчётливо торчат усы Гитлера. От всех этих теорий нацизмом смердит за милю. Агитация, которую разводили белые и в Гражданскую, и в эмиграции, их взгляды на государство, Первую мировую и революцию,- всё это абсолютно идентично гитлеровской пропаганде. Чем мемуары белых принципиально отличаются от «майн кампфа»? И там, и там во всём виноваты жиды! Бесноватый фюрер также топил за братство дойчей, германский мир, христианские ценности. Он также твердил, что устроили революцию и выиграть войну им помешали евреи-революционеры. Наци абсолютно также талдычили, что германцев все обижают, что Европа обнаглела..
Куда мы плывём, товарищи? Задумайтесь.

Если в реальной истории политическим крёстным отцом Льва Давидыча был Ленин, то здесь первую скрипку, конечно, играет Парвус. Парвус, а не Ленин вводит Троцкого в ряды российских социал-демократов. Парвус решает кого кооптировать в редколлегию «Искры» (!), а кого исключить! Парвус покупает на немецкие деньги(!) Троцкому мандат(!!!) на Второй съезд РСДРП.  Перед съездом юный революционер заходит к Ленину… И тут начинается один из самых потешных моментов в сериале – Ленин требует от него выступить против Плеханова с разгромной речью, когда же Троцкий пробует заартачиться… взбешённый Ильич хватает Троцкого за грудки и угрожает сбросить с крыши! Лысый поганец шантажирует Лейбу, говоря, что в случае его отказа, ему не видать выступлений на съездах. «Пошёл вон!» — бросает Ленин обалдевшему Троцкому вослед…

«взбешённый Ильич хватает Троцкого за грудки и угрожает сбросить с крыши!»

Поворотный Второй съезд РСДРП всё же показан как триумф Троцкого. Он называет Плеханова с Лениным импотентами и под бурные овации призывает оплодотворить революцию. После чего, видимо, перевозбудившись от собственных речей, под аплодисменты удаляется с окончательно растаявшей Седовой и вступает с ней в интимную связь прямо в поезде.

Раскола на большевиков и меньшевиков, как такового вообще не видно. Никаких твёрдых и мягких искровцев, никакого обсуждения устава. В чём разногласия у Владимира Ильича с Георгием Валентиновичем? О чём спор? Почему одному нужно сбрасывать другого с трона? Такой важной фигуры того исторического периода, как Юлий Осипович Мартов, вообще нет. Спасибо, хоть Плеханова ввели! А то ругались бы Ильич с Давидычем за лидерство в партии… В том же «Расколе» 1993-го года всё передано гораздо лучше, хоть и явно с меньшевистской позиции.

Из всего этого синюшного бреда незнакомый с историей зритель может сделать вывод, что после 2-го съезда вождём русской социал-демократии стал Троцкий. Что, конечно, совсем не так. Вообще непонятно как он это сделал? Он что – выступил с новаторской политической программой, предложил какой-то план действий, выдвинул смелые тезисы? Нет, он всего лишь обозвал Ленина и Плеханова и заявил, что сам Д’Артаньян.

В реальной истории, конечно, съезд стал первым и по-настоящему большим боевым политическим крещением Ленина. И хоть формально всё закончилось торжеством Плеханова и стариков, в руки которых окончательно перешла «Искра», в поражении Ильича крылась маленькая, но верная победа. В огне этой борьбы родился большевизм, а Ленин оформился как леворадикальный лидер. Расколов партию и чётко обозначив позиции, он подготавливал будущее, в то время как старики тянули в прошлое. Троцкий же, перестав быть «ленинской дубинкой» и превратившись в гнилую трость Мартова (позднее нефракционного социал-демократа), обрекал себя на политическую изоляцию. Лишь начавшаяся Первая русская революция да редкий талант публициста ещё позволят ему проявить себя.

Прямо во время II съезда появляется Сталин, которого в реальной истории там быть не должно. Показан он таким уркаганом, что припекать должно и сталинистам (даже православным!). Узнав из газет (подпольных газет с фотографиями! В 1902 году!!) про новую знаменитость, Коба прекратил грабить и специально прибыл для встречи. Но увлечённый собой нарцисс-Троцкий даже не замечает какого-то там замухрышку.Сталин угрюмо смотрит во след своему будущему врагу, затаив обиду. Любопытно, что состряпанная легенда о «Троцком, который отказался пожимать руку Сталину» уже встречалась в белорусском документальном фильме о Троцком. Только там, помнится, Троцкий не замечал Сталина на Лондонском съезде 1907 года. Зачем создателям нужен этот вброс? Им просто удобно объяснить всю борьбу Троцкого и Сталина, или Троцкого и Ленина, да неважно кого…личными обидами и антипатиями. Показать, что Сталин изначально симпатизировал Троцкому, их никогда ничего не разделяло, кроме личных обид. Короче вся суть их войны – не сошлись характерами.

Так выглядела реальная «Искра». Фотографии в ней не печатались.

И так весь сериал. Вместо реальной биографии Льва Троцкого — мистика и легенды. Вместо реальной борьбы политических сил – личные конфликты и интриги. Вместо объяснения реальной механики исторического процесса – теории заговора. Поэтому я не удивился, когда постаревшему Троцкому в Мексике явился призрак Александры Соколовский. Если уж в «Троцком» 1993-го года он беседует с мёртвым Лениным в тельняшке, то как же современные киноделы обойдутся без мистики? Выживший из ума Троцкий будет разговаривать с мертвыми на протяжении всего сериала.

Пока главный герой общается с призраками прошлого, на него совершается первое покушение, которое показано из рук вон плохо. В мае 1940-го от града пуль жизнь Троцкого спасла жена, затолкав его под кровать, лишь их внук Сева был оцарапан пулей, оказавшись единственным пострадавшим в той переделке. На экране же ничего этого нет. Лев Давидович мирно дремлет в кроватке, пока пули милостиво проносятся над ним…Nuff said.

Неудавшийся майдан 1905-го

К 3-й серии уже перестаёшь чему-либо удивляться. Не удивишься, если Сталин кинется с ножом на Троцкого, Троцкий изнасилует Крупскую, а Ленин окажется сатанистом.

Авторы хотят начать события 1905-1907-го, как полагается, с «кровавого воскресения», поэтому серию предваряют горы трупов перед Зимним дворцом. Но нам не покажут ни боёв на Красной Пресне, ни восстания на броненосце «Потёмкин», ни даже лейтенанта Шмидта. Вместо этого события идут по другому сценарию, очень похожему на видение современных «цветных революций» российскими СМИ…

Нам показывает не бывавший в реальной истории конфликт Троцкого с Петросоветом, который сводится к тому, что умеренные депутаты обвиняют зарвавшегося Троцкого в экстремизме. Кстати, кричать ему «Уходи, Троцкий!» они попросту не могли, так как в Петербурге он выступал под другой фамилией. А именно — Яновский, в честь деревни, где родился. Троцкого фактически выпирают из Петросовета (который в реальной истории он возглавлял), а рабочие массы его не поддерживают. Как же быть, когда нужно делать революцию во что бы то ни стало? И снова на выручку спешит Парвус! Ну никуда русским революционерам без немецких денег! И снова, поломавшись для приличия, недотрога-Троцкий соглашается. И сразу начинают печататься газеты, раздаваться прокламации, оживлённые рабочие куда-то спешат… Словом, машина революции начинает работать.

Троцкий действительно развил кипучую деятельность в первой русской революции, но совсем иного толка. Никакие толпы на штурм дворцов он тогда не вёл. Он действительно вместе с Парвусом и большевиками-примиренцами сумел сделать свои печатные издания крайне успешными. Писал резолюцию о сложившейся политической ситуации. При чём настолько годную, что она была принята на Лондонском съезде и признана Лениным более правильной, чем своя собственная.

«Большевистский съезд происходил 12 – 27 апреля (25 апреля – 10 мая) 1905 г.Как оказалось, во время этого съезда Ленин также предложил проект резолюции о Временном революционном правительстве. Красин (на съезде он присутствовал под псевдонимом Зимин), однако, решил, что тезисы Троцкого лучше выражают существо вопроса, и на их основе внес поправки и дополнения к проекту резолюции Ленина.

Поправки указывали на связь Временного революционного правительства с вооруженным восстанием, при этом отвергалось положение Ленина, что таковое правительство возникнет только после восстания. «Нет, оно возникает именно в процессе восстания и принимает самое живое участие в его ведении, обеспечивая своим организующим воздействием его победу» , – возражал Троцкий. Ленин согласился со всеми поправками Зимина, в основе которых лежали тезисы Троцкого, о чем Ленин не знал, причем заявил, что некоторые формулировки Зимина лучше, чем его самого, и он охотно их принимает…

..Если бы Ленин знал, кто в действительности был соавтором резолюции, он бы, безусловно, отверг поправки Красина, найдя для этого многочисленные идеологические, стратегические или тактические причины, так как внутренняя враждебность к Троцкому в это время явно доминировала у Ленина над политической целесообразностью. С едва скрываемой иронией и совершенно нескрываемым самодовольством Троцкий писал в конце 20-х гг.: «Нелишне будет отметить, что в полемике последних лет резолюция III-го съезда о Временном правительстве сотни раз противопоставлялась «троцкизму». «Красные профессора» сталинской формации понятия не имеют о том, что в качестве образца ленинизма они цитируют против меня мною же написанные строки» .
Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский «Лев Троцкий. Четырёхтомник», 2013 г.

Троцкий вовсе не призывал отказываться от стачек. Наоборот, в стачках все левые силы тогда видели пролог к вооружённому восстанию. Когда же с принятием «Манифеста 17-го Октября» воодушевлённый народ вышел на улицы, Троцкий запомнился многим именно тем, что публично изорвал царскую подачку в клочья. Нужно ли говорить – что ничего этого мы не увидим?

А коварные тевтоны продолжают плести свой злодейский заговор против Святой Руси. Но им мало «небесной сотни» кровавого воскресения. Им нужна ещё и сакральная жертва, мученик, который, как у Дмитрук, будет «у снайперов под прицелами». После такого путинская фраза «раскачивать лодку», сорвавшаяся с уст Парвуса-Пореченкова, даже не вызывает изумления и выглядит вполне уместной. На роль жертвенного барана они собираются пустить Троцкого. Главный германец торопит Парвуса – ведь «экономика Европы трещит по швам». А значит, срочно нужна русская революция. Как она при этом спасёт Европу, не уточняется.

Далее мы переносимся к отцу Троцкого, которого злобные украинские мужички колотят за его еврейство. Потом старый Бронштейн отправляется в гости к сыну и с лёгкостью находит скрывающегося и конспирирующегося Троцкого. Конечно же, он начинает поучать своё непутёвое дитя, но Троцкий от своих идей отказываться не собирается. В реальной истории размолвка отца с сыном произошла значительно раньше. В это время к Николаю Кровавому приходит Столыпин и предлагает грандиозную провокацию, дабы подставить революционеров. Конечно же, наш святой соглашается. Столыпин в реальной истории быть министром ещё не должен, так как его возвышение началось позднее…

Итак, 18 октября 1905 года демонстрация во главе с Троцким выходит на улицу. При полном попустительстве солдат Троцкий начинает толкать речь. Никто его не арестовывает, не задерживает. Троцкий узнаёт в толпе провокаторов охранки и приказывает разойтись. Тут германский киллер берёт на прицел Льва мировой революции, но его вовремя хватают агенты полиции. Выясняется,… что Парвус работал и на русскую жандармерию! Вот это поворот! Оказывается, мировая закулиса не так страшна, если готова продать свою мировую революцию… за русские наличные.

После всего этого главного героя разыскивают, и уже закованным приводят к Столыпину. Вообще Троцкий прожил очень бурную и насыщенную жизнь. И на своём пути он повстречал немало интересных исторических персонажей.  Но авторам почему-то упорно хочется столкнуть его с теми, кого он в глаза никогда не видел. Ну вот зачем!? Троцкий по ходу сериала пересекается и со стариной Фрейдом, и со Столыпиным, и с недомерком Керенским, и даже с фашистом Ильиным. Но при этом мы не увидим его встреч с Розой Люксембург, Адлером, Бебелем или Есениным (хотя стоп! такое уже было! не надо!). В сериале абсолютно нет ближайших друзей Троцкого – Христиана Раковского и Адольфа Иоффе, его просто выставляют извечным одиночкой. Ближайший помощник Склянский отсутствует, рядом только Сермукс. Я уж молчу про Муралова, Серебрякова или весельчака Радека. Их просто нет. Как нет, никаких эсеров, большевиков, меньшевиков. Нет политики. Нет живых революционеров с их спорами и идеями, лишь тени. Нет брожения масс, абсолютно не показано как из реакционной она делается революционной. Люди изображены как воск, как глина в руках реал политиков. Понятно же, что правящие классы просто переносят то, как именно они и видят народ – податливым и ведомым.

И вновь умудренный жизнью реакционер читает мораль недоумку-революционеру, о том, что его революция пожрёт их самих! Примечательно, Столыпин ничего не расспрашивает, не пытается ничего узнать от опаснейшего революционера. Зачем вызывал его к себе, спрашивается? Только чтобы режиссёры в очередной раз продемонстрировали моральное превосходство реакции над революцией. Побег Троцкого со второй ссылки нам не показывают, а зря. Ибо тут киношникам было где раскрутиться. Троцкий спрятал деньги в башмаках, симулировал болезнь и бежал на санях по ледяной тайге:

«Троцкий вздумал попытать счастья, понимая, что с места назначения бежать будет намного труднее. Он консультировался по этому поводу со ссыльным Ф.Н. Рошковским, работавшим в Березове землемером. В воспоминаниях о побеге (брошюра «Туда и обратно» ) Троцкий писал для конспирации, что помощь ему оказал местный либеральный купец по имени Никита Серапионыч. Рошковский снабдил Троцкого шубой, меховыми чулками, пимами, рукавицами, занялся поисками проводника и через местного крестьянина по прозвищу Козья Ножка нашел такового – зырянина, горького пьяницу, но ловкого и бывалого, на которого вроде бы можно было положиться. Положение могло осложниться тем, что посреди Березова торчала пожарная каланча, с которой было великолепно видно все, происходившее вокруг, и на которой велось постоянное дежурство. Естественно, при обнаружении бегства власти прежде всего потребовали бы от дежурившего пожарного сведений, не заметил ли он, куда направился беглец. Однако и тут помог находчивый Рошковский, который организовал в ту же ночь по Тобольскому тракту, то есть в направлении противоположном маршруту Троцкого, вывоз каким-то крестьянином телячьей туши. (Когда бросились искать Троцкого, погнались за той телегой, замеченной с каланчи, но, кроме туши, в телеге ничего не было.)»
Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский «Лев Троцкий. Четырёхтомник», 2013 г.

Незабываемый 1917-й год или Ленин-меньшевик

После этого мы сразу переносимся прямиком в 1917 год. Никакого августовского блока против Ленина и никакой Циммервальдской конференции с ним. Никаких приключений Троцкого на Балканах (а жаль, эта важная страница его жизни до сих пор не получает должного внимания). Никакой жизни в США. Да и о самой Первой мировой войне, которая и довела народ до революции, практически ни слова. Судя по поезду, прибывает Троцкий в революционный Питер прямиком из Варшавы, хотя в реальной истории… ладно, можно я промолчу? Нет смысла разбирать исторические ляпы этой картины. Касательно 17 года подробно ознакомиться можно тут — https://www.vedomosti.ru/library/articles/2017/11/11/741332-10-zhirnih-istoricheskih-lyapov

Понятное дело, что ни с каким Керенским Троцкий в ресторане не сидел.  Это выдумки. Сталин всё время подле Ленина прям как в совдеповских агитках 30-х. Троцкого изображают подстрекателем Июльского выступления, тогда как оно возникло спонтанно. Кстати, июльские дни 1917 года полностью опровергают тот тезис, что, дескать, Ленин науськивал и понукал смиренный русский народ к революции. Как раз наоборот. И сам Ильич признавал – «массы гораздо левее нас». Пожалуй, интереснее всего переданы отношения Корнилова и Керенского, показывающие всю неустойчивость Временного правительства, которое неизбежно должны были смести либо левые, либо правые. Троцкого и других действительно вытащило из тюрьмы то, что Керенский решил опереться именно на левых и раздать им оружие, а не на правых. Матрос Маркин тут не при чём..

Корнилов умер в 1918 году… Сколько Первый канал заплатил своим консультантам по истории России?

Николай Маркин – ещё один персонаж, историю которого нещадно оболгали. Показан он не профессиональным революционером, а предводителем местной шпаны. Но самое мерзкое, что Троцкого здесь выставляют его убийцей. Того самого Маркина, который был другом их семьи, о котором Троцкий с таким теплом вспоминал. Сериальный же Троцкий, недовольный панибратством Маркина, отправляет его на верную смерть,… чтобы затем оправдываться перед Джексоном. Верх идиотизма. Создатели просто откровенно плюют на человеческие качества своего героя, дабы очернить его.

На этом они не останавливаются. В семью Троцкого ими привнесены конфликты, коих никогда не было. Постоянно подчёркивается готовность принести жизни своей семьи на алтарь революции. Его дочери чуть не гибнут во вспыхнувшем пожаре в революцию (как символично!) и попрекают отца в том, что он о них никогда даже не вспоминал. Младший сын заболевает, и оказывается подло оставлен отцом. Старший сын, возмущённый гонениями советской власти на старых профессоров, обзывает отца лицемером и узурпатором. История семьи революционера обычно всегда печальна.. Судьба семьи Троцкого не является исключением. Однако всё показанное в сериале является клеветой и не находит никакого подтверждения. Да, Троцкий был революционером до мозга костей, это была его работа, его инстинкт. И революции он уделял больше внимания, чем семье. Но дети Троцкого любили папу и всегда восторгались им. Как и многие дети революционеров, видя увлечение своего родителя чем-то большим и важным, они сами хотели к этому приобщиться. И почти все они вошли в коммунистическое движение . А старший сын Лев до самого своего трагического конца поддерживал отца и впоследствии стал его главным помощником.

С Лениным отношения у Льва Давидовича тоже не складываются. То гадости про него Ильич в своей газетёнке напечатает, то обвиняет в захвате власти в своей партии, а то еврейством попрекает. Стеснительная юдофобия вообще пронизывает сериал. Про происхождение Льву Давидовичу не устают напоминать и Ленин, и Сталин, и даже родной папаша. Что вообще антисемиты забыли в коммунистической партии непонятно. Ленин был закоренелый интернационалист, как и положено правомерному марксисту, и к национальным предрассудкам относился как к рудименту буржуазного общества. Гораздо больше по поводу своей национальности Лев Давидович комплексовал сам:

«Он требовал, чтоб я стал во главе внутренних дел: борьба с контрреволюцией сейчас главная задача. Я возражал и, в числе других доводов, выдвинул национальный момент: стоит ли, мол, давать в руки врагам такое дополнительное оружие, как мое еврейство? Ленин был почти возмущен: «У нас великая международная революция, — какое значение могут иметь такие пустяки?» На эту тему возникло у нас полушутливое препирательство. «Революция-то великая, — отвечал я, — но и дураков осталось еще немало». «Да разве ж мы по дуракам равняемся?» — «Равняться не равняемся, а маленькую скидку на глупость иной раз приходится делать: к чему нам на первых же порах лишнее осложнение?..»
Лев Троцкий «Моя жизнь», 1930 г.

Окончательно меня убил Октябрь.  Оказывается, всю Октябрьскую революцию Троцкий совершил в одиночку и вопреки Ленину, поставив его перед фактом! ВСЮ! Ленин и большевики только бездельничали и никакой подготовкой восстания не занимались! Не было никакого решения Ленина, никакого письма «Большевики должны взять власть!», никакого голосования по восстанию на конспиративной квартире. Всё Лев Давыдович решил! Вот это да…Создатели «краткого курса ВКП(б)» позавидовали бы такому культу личности Троцкого. Даже им не удавалось так возвысить роль Сталина в тех событиях. Даже сталинский «Ленин в Октябре» выглядит образцом историзма на фоне этого шлака.

После свершившегося захвата власти Ленин восклицает: «Что вы наделали Троцкий!». И попрекает его в перевороте с таким пылом, что позавидует любой меньшевик! Мартов нервно курит в сторонке! «Да, это переворот… Но вы, чтобы сохранить лицо, будете называть его революцией!» — парирует Лев Давидович. Так что же – теперь Троцкий окончательно №1? Нет?! В чём же дело? Вслед за режиссёрами не забываем про ахиллесову пяту и главный недостаток нашего героя – его еврейство. «Россия никогда не признает лидером еврея… никогда,» — сокрушается Троцкий. «Но у революции должен быть вождь!». Посему прямо на Втором съезде советов Троцкий публично воздаёт хвалу Ленину как главному стратегу и организатору переворота, чем фактически отдаёт ему пальму первенства. Пролетарская революция, о необходимости которой так долго говорили большевики, свершилась…

«С отрядом флотских Товарищ Троцкий нас поведёт в смертельный бой…»

Ну, а Гражданская война только начинается. Брестский мир – тот камень, который патриоты российской каторги редко не бросают в большевиков. Не отказывают себе в этом удовольствии и наши киношники. Для этого в сериал вводится такой неприметный и странный персонаж, как Владимир Скалон. Почему странный? Зачем монархист и отъявленный милитарист попёрся на мирные переговоры с германцами, если ясно было, что для себя ничего хорошего он там не увидит? Кому же играть столь славную личность? Да тому, кто на таких ролях уже собаку съел! Конечно Безрукову! Когда он появляется в кадре, возникает ощущение дежавю… Да это же Каппель воскрес и ноги себе отрастил! Или это окончательно спятивший и ушедший в белогвардейщину Есенин? Безрукову и не нужно играть ничего нового, можно просто продолжать старое! Он всё также бьёт себя кулаком в грудь за царя и отечество, также орёт про Великую Россию, и также корчит горестную мину раздавленного революцией реакционера… К счастью, долго любоваться его кривляниями нам не светит… После закончившихся неудачей переговоров Безруков-Скалон принимает самое правильное решение в своей жизни и вышибает свои мозги прямо перед Троцким… Увы, только в кино!

Безруков играет офицера-патриотика

По идее, здесь мы должны сочувствовать патриоту-офицеру, переживающему личную драму своего государства. Но, как ты не старайся, чёрт возьми, не получается! Герой Безрукова только плачется по Российской империи… и орёт. Троцкий в отличии от него хотя бы что-то делает — торгуется с германцами, затягивает переговоры, пытается разжечь революцию в стане врага. Словом, он больше ведёт себя как защитник страны, а не монархист Скалон. Кстати, все буржуазные патриотики, когда обвиняют большевиков в Брестском позорище и предательстве национальных интересов, традиционно умалчивают о ноябрьской революции в Германии. И неспроста. Позорище не продержалось и года – так большевики с ним быстро разобрались. После свержения кайзера Ленин наплевал на Брестский мир. А влияние русской революции на германскую неоспоримо! Получается, что – Германия проплатила своего же могильщика? И ставка Владимира Ильича на мировую революцию не была такой уж утопичной? Уже одно это опровергает миф о «немецком шпионаже» Ленина. Зато Врангель, запертый в Крыму, заключал с французами такие кабальные договоры, которым Брест и в подмётки не годится. Но это уже совсем другая история…

Что ещё происходит? Троцкий окончательно выводится  как безжалостный диктатор и провозвестник Красного террора. Разумеется, авторы спекулируют на расстреле Щастного. Троцкий выдаёт перлы вроде «пускай 70 процентов умрут, лишь бы остальные дожили до мировой революции» (хорошо хоть, что фразы про белых негров не прозвучало…), и требует больше крови… Оказывается, это Троцкий приказывает казнить Каплан без суда и следствия и вообще командует партией в отсутствие раненого Ленина. Он же провозглашает строительство концлагерей. У обывателя перед глазами должен предстать архипелаг ГУЛАГ. И это при том, что концлагерь концлагерю рознь. Режим первых лагерей Советской России  был мягче тюремного, за работу заключённые получали плату, а сроки были небольшими. К тем же лагерям, которые имеют ввиду авторы, с полным основанием можно отнести лишь Соловецкий 1923–го года. Зато у белых в гражданскую они уже были. Это миллеровский на острове Мудьюг под Архангельском, И колчаковские в Благовещенске, Имане, Шкотово, Раздольном и в др. местах.

Разумеется, глупо было бы утверждать, что Троцкий – душка и милашка. Он был жёстким политиком, твёрдым в своих убеждениях, и к любой контрреволюции был беспощаден. Но выделять кого-то по «кровавости» в большевистском ареопаге – тоже абсурд. В конце концов, к разгару гражданской войны и Ленин, и Свердлов, и Сталин, и тот же Бухарин (на самом-то деле) понимали необходимость революционного насилия и поддерживали его.

По воспоминаниям Льва Давидовича, его НАЗНАЧИЛИ наркомвоеном, на что он согласился не без возражений, в сериале же он сам НАПРАШИВАЕТСЯ на столь неблагодарную в тех условиях должность.

«Лишь 13 марта было опубликовано о моем уходе из наркоминдела одновременно с моими назначением наркомвоеном и председателем незадолго перед тем созданного по моей инициативе, Высшего военного совета.

..Так как внутренний враг от заговоров перешел к созданию армий и фронтов, то Ленин хотел, чтоб я встал во главе военного дела. Теперь уж он завоевал на свою сторону Свердлова. Я пытался возражать. «Кого же поставить: назовите?» – наступал Ленин. Я поразмыслил и – согласился.

Был ли я подготовлен для военной работы? Разумеется, нет. Мне не довелось даже служить в свое время в царской армии. Призывные годы прошли для меня в тюрьме, ссылке и эмиграции. В 1906 г. суд лишил меня гражданских и воинских прав. Ближе я подошел к вопросам милитаризма во время балканской войны, когда я несколько месяцев провел в Сербии, Болгарии и затем в Румынии. Но это был все же общеполитический, а не чисто военный подход. Мировая война всех вообще на свете приблизила к вопросам милитаризма, в том числе и меня. Повседневная работа в «Нашем слове» и сотрудничество в «Киевской мысли» побуждали меня новые сведения и наблюдения приводить в систему. Но дело шло все же прежде всего о войне, как продолжении политики, и об армии, как ее орудии. Организационные и технические проблемы милитаризма все еще отступали для меня на задний план. Зато психология армии – казармы, траншеи, бои, госпитали – занимала меня чрезвычайно. Это позже весьма пригодилось.

.. В капиталистических странах дело идет о поддержании существующей армии, т. е. в сущности лишь о политическом прикрытии самодовлеющей системы милитаризма. У нас дело шло о том, чтобы смести начисто остатки старой армии и на ее месте строить под огнем новую, схемы которой нельзя было пока еще найти ни в одной книге. Это достаточно объясняет, почему к военной работе я подходил с неуверенностью и согласился на нее только потому, что некому было иначе за нее взяться.

Я не считал себя ни в малейшей степени стратегом и без всякого снисхождения относился к вызванному революцией в партии разливу стратегического дипломатизма. Правда, в трех случаях – в войне с Деникиным, в защите Петрограда и в войне с Пилсудским – я занимал самостоятельную стратегическую позицию и боролся за нее то против командования, то против большинства ЦК. Но в этих случаях стратегическая позиция моя определялась политическим и хозяйственным, а не чисто стратегическим углом зрения. Нужно, впрочем, сказать, что вопросы большой стратегии и не могут иначе разрешаться».
Лев Троцкий «Моя жизнь», 1930 г.

Троцкий носится по всем фронтам на своём поезде, ораторствует, привлекает военспецов, устраивает децимации, а также пускает на дровишки могильные кресты (попутно расстреливая мешающих ему старушек) – всё, как и положено демону революции. Отдельно стоит отметить момент, где Троцкий, со своим экипажем попав в окружение, лично ведёт бойцов в атаку на коне. Такой случай действительно имел место. Вот только вёл бойцов тогда в атаку Лев Давидович не на Каппеля под Свияжском, а на Юденича под Петроградом.

«Юденич отдал приказ открыть артиллерийский ураганный огонь по красным войскам, выбить с Пулковской горы и двигаться форсированным маршем на Петроград. Грянули орудия, затрещали пулеметы, посыпались бомбы с неприятельских аэропланов. Завязался бой…

Положение Красной армии было самое критическое, ряды бойцов редели от пуль и снарядов противника, трусы и предатели бежали в разные стороны, бросая посты и оружие, но преданные пролетарской республике сыны, не считаясь с опасностью для своей жизни, перебегая из одной линии в другую, старались поднять дух в красноармейцах. А раскачать красноармейцев было очень трудно.

Много комиссаров и командиров стояли или даже сидели в стороне и ждали, что вот-вот в Петроград войдет противник и песнь республики будет спета. Но в этот самый тяжелый момент на поле сражения в рядах красноармейцев, без головного убора, с крепко стиснутой винтовкой в руках появился вождь Красной армии товарищ Троцкий и раздался призывный железный клич: «Товарищи красноармейцы, крепче винтовку в руках – и вперед!»

У всех красноармейцев поднялся дух закаленных бойцов, они тесными рядами, крепко обхватив руками винтовки, кинулись вперед. В рядах противника оказались значительные потери, и в один миг враг был сбит с позиции и началось паническое отступление. Противник отступил к стенам города Нарвы, оставляя массу трофеев и тысячи пленных[v]».
Из статьи В. Финкельштейна «Первая защитница российских памятников»

На Волге наш герой и правда попадал в переплёт, но тогда обошлось без геройства, благо «кожаная сотня» Троцкого грудью встала на защиту своего командира… Однако само по себе то, что киношники пусть и не совсем верно засвидетельствовали этот без сомнения эпичный эпизод, заслуживает похвалы.

Не обходят создатели стороной и мятежный Кронштадт, подчёркивая антирабочий и антикрестьянский характер большевистской власти. Что ж, то, что буржуазные дельцы в этом вопросе в очередной раз встают на одну сторону с анархистами, только доказывает контрреволюционный характер того мятежа. Читаем «Шумиху вокруг Кронштадта».

Бестолковый конец бестолкового сериала

С началом гонений на интеллигенцию Лев Давидович, задетый за живое упрёками сына, берётся поговорить с одним из её представителей. Кто же будет читать мораль революционеру на этот раз? На это дело у Эрнста и Цекало заготовлен любимец Зюганова и Путина, монархофашист  и мракобес философ Иван Ильин (и это совершенно точное определение[vi]). Ильин упрекает советскую власть в том, что она несёт русскому народу рабство и уничтожение. На резонный вопрос Троцкого «Почему же тогда народ нас поддержал?» Ильин выдаёт стандартное видение русской революции сегодняшним зомбированным обывателем: «Вас поддержала чернь и быдло, которых вы обманули, искусили хитростью сатаны, а остальных запугали».  А я всё ждал, когда же эти слова прозвучат! Когда же нынешняя власть заговорит! Перу Троцкого принадлежит замечательная фраза: «Великие революции  отнимают у имущих классов даже возможность пристойного лицемерия». Воистину, в этом плане наша революция не знает себе равных как величайшая! Националисты любят рассуждать о великом русском народе, народе-победителе, народе-богоносце…Но только речь заходит о революции и Гражданской войне куда вся любовь, куда великий русский народ девается ?! Сразу – «чернь и быдло»!

Стараниями многолетней антикоммунистической пропаганды многие и правда стали так думать – большевики победили потому что:
а)обманули
б)запугали
Однако действительность, конечно же, куда сложнее. Дело в том, что идейных красных в Гражданской войне было ещё меньше, чем идейных белых. Солдатам ничего не стоило просто перестрелять командиров и комиссаров и сбежать в лес (как частенько и происходило). Но в итоге подобная участь стала всё чаще настигать белых, и население пошло за большевиками. Запугали красным террором? Но большинство участников Гражданской прошло Первую мировую. Чем таким можно было запугать мужиков, видавших и разрывы снарядов, и газовые атаки? Кроме того, среди многих факторов победы большевиков был ещё один очень важный – психологический. Вроде бы, какая разница – кто у тебя реквизирует хлеб? Но красные комиссары были свои мужики, а офицеры – баре-господа. И отношение у них к крестьянам было соответствующее – как к взбесившемуся быдлу, которое нужно загнать в стойло. Правда в том, что крестьяне выбрали красных как меньшее зло и восстали против лишь тогда, когда корабли белых скрылись, и угроза корниловщины перестала маячить на горизонте….  Впрочем, и тут Ленин сманеврировал и пошёл на уступки – ввёл НЭП, чего в сериале вообще не показано…

Зато нам показан «философский пароход». Оказывается, это всё-таки Троцкий уговорил не расстреливать «соль земли русской» интеллигенцию, а выслать её из страны. Готовящийся к отплытию Ильин кивает Троцкому. О том же, что он отплывал работать главным идеологом белых террористов РОВСа и поддерживать фашистское движение, что он приветствовал крестовый поход Гитлера против большевизма и был обласкан фюрером, нам по телевизору не скажут никогда… Как видим, фашистское рабство и уничтожение русского народа особой отповеди от белых не получало и даже благословлялось. Известная аксиома — воинствующий антикоммунизм всегда ведёт к гитлеризму. И что бы они не говорили, на словах они все защищают мораль, веру и отечество… А на деле – лишь частную собственность и капитализм. Даже самый отпетый либерал меж фашизмом и социализмом выберет фашизм.

Конфликт Троцкого и Сталина, ортодоксального марксизма и национал-большевизма, внутрипартийной демократии и диктатуры секретариата, вообще не раскрыт. Никакой полемики вокруг мировой революции, построения социализма в одной стране или индустриализации. Никакой литературной дискуссии вокруг «Уроков Октября». Нет в сериале и такого важного участника внутрипартийной борьбы 20-х как Николай Бухарин. Лишь одни Каменев с Зиновьевым.

Вообще ненависти Сталина к своему заклятому противнику в сериале как таковой незаметно. А она, безусловно, была (чем, если не личной местью, можно объяснить поголовное уничтожение всех родных, друзей, соратников, которые уже давно были неопасны?). Ну ругаются они в Царицыне, попутно выясняя кто есть кто…и только то. Сталин в неубедительном исполнении Орхана Абулова смотрит на Троцкого презрительно, скорей с недоумением, – и чего этот еврейский умник забыл в революции?

Когда Ленин предложил Троцкому союз против Сталина, я вздохнул с облегчением! Была боязнь, что мятежный Председатель Реввоенсовета будет бороться с парочкой Ленин-Сталин. На такое враньё создатели всё же не пошли, что даже удивляет. Открывшаяся переписка двух вождей отчётливо говорит нам, что Владимир Ильич  на краю гибели действительно обращался к Льву Давидовичу за помощью и даже предлагал пост своего заместителя:

«Уже в этот период Ленин столкнулся со стремлением «тройки» отсечь Троцкого от руководства. На соответствующее предложение Каменева Ленин откликнулся крайне нервной запиской, из которой следует, что он воспринял это предложение как грязную интригу, направленную не только против Троцкого, но и против него, Ленина… «Выкидывать за борт Троцкого — ведь на это вы намекаете. Иначе нельзя толковать — верх нелепости. Если вы не считаете меня оглупевшим до безнадёжности, то как вы можете это думать!!! Мальчики кровавые в глазах..[vii].» В дальнейшем, после сближения с Троцким, Зиновьев и Каменев, сообщившие ему немало фактов о собственных интригах против него, учинённых в союзе со Сталиным, по-видимому, умолчали об этой ленинской записке. В противном случае, Троцкий, крайне болезненно воспринимавший измышления сталинистов о якобы неприязненных отношениях между ним и Лениным и проявлявший поэтому особое внимание к малейшим фактам, которые раскрывали действительный характер этих взаимоотношений, обязательно упомянул бы об этой записке.

Публикатор данной записки В. Наумов полагает, что она была написана после возвращения Ленина в Москву 2 октября 1922 года. В таком случае можно предположить, что интрига триумвиров, вызвавшая столь резкую отповедь со стороны Ленина, была своего рода ответом на внесённое им в сентябре в Политбюро предложение утвердить Троцкого первым заместителем председателя Совнаркома, то есть доверить ему высший государственный пост в случае затягивания или обострения болезни Ленина.

Троцкий сам отказался от этого предложения. Разъясняя мотивы этого отказа на октябрьском пленуме ЦК 1923 года, он ссылался на «один личный момент, который, не играя никакой роли в моей личной жизни, так сказать, в быту, имеет большое политическое значение. Это — моё еврейское происхождение[viii]«. В этой связи Троцкий напоминал, что по этим же мотивам он возражал уже 25 октября 1917 года против предложения Ленина назначить его наркомом внутренних дел. Он считал, что «нельзя давать такого козыря в руки нашим врагам… будет гораздо лучше, если в первом революционном советском правительстве не будет ни одного еврея», поскольку в противном случае контрреволюционные силы смогут играть на самых тёмных предрассудках масс, изображая Октябрьскую революцию «еврейской революцией».

Не менее решительными были возражения Троцкого по тем же мотивам и при назначении его на посты наркома иностранных дел и наркома по военным и морским делам. Ретроспективно оценивая эту свою позицию, он говорил: «…После всей работы, проделанной мною в этой области, я с полной уверенностью могу сказать, что я был прав… быть может, я мог бы сделать гораздо больше, если бы этот момент не вклинивался в мою работу и не мешал бы. Вспомните, как сильно мешало в острые моменты, во время наступлений Юденича, Колчака, Врангеля, как пользовались в своей агитации наши враги тем, что во главе Красной Армии стоит еврей… Я никогда этого не забывал. Владимир Ильич считал это моим пунктиком и не раз так и говорил в беседах со мной и с другими товарищами как о моем пунктике. И в тот момент, когда Владимир Ильич предложил мне быть зампредсовнаркома (единоличным замом) и я решительно отказывался из тех же соображений, чтобы не подать нашим врагам повода утверждать, что страной правит еврей[ix]»http://trst.narod.ru/rogovin/t1/v.htm мссс- ftn_19.
Вадим Роговин «Была ли альтернатива? Троцкизм: взгляд через годы», 1992 г.

При этом в сериале нет создания левой оппозиции как таковой, Троцкий лишь в блоке с Лениным пытается бороться с генсеком. Увы, но у коварного горца всё под контролем – в том числе и секретари Ленина, которые почему-то с потрохами сдают Сталину все планы Ильича. Со смертью Ленина звезда Демона революции стремительно закатывается… Нам показывают, как имя Троцкого клеймят на площадях, а самого его вышвыривают из страны. Приходит за ним тот же чекист, который помогал ему в уничтожении Щастного, подавлял Кронштадт и арестовывал интеллигентов. Так нам в очередной раз пытаются представить связь меж красным террором (который был обращён против реальных врагов в условиях войны) и сталинскими репрессиями (которые были обращены против мнимых противников в мирное время)…

Тут рассказ Льва Давидовича подходит к концу, а с ним и сериал… Что же дальше? Думаете, Меркадер принесёт Троцкому статью, а с нею ледоруб в плаще, ну а потом предательский удар в спину? Как бы не так! В последней серии Троцкий  с женой узнают, что сталинист Джексон – агент Сталина (какая неожиданность!).  И что же – это спасает главному герою жизнь? Ну нет! Чокнутый Троцкий Хабенского сам ищет смерти! Меркадер уже и не намерен его убивать и хочет уйти, но Троцкий продолжает нарываться. Он сам оскорбляет Джексона, сам провоцирует его, сам же набрасывается на Меркадера и получает свою порцию ударов ледорубом…Ледорубом, который висел у Троцкого в кабинете! Сериал завершается начальными кадрами из первой серии. Троцкий шагает сквозь ледяную мглу навстречу своему поезду, который сбивает его…

Что же получилось?

Какой же вывод можно сделать по увиденному? Прежде всего, начнём с плюсов. А их немного – пара интересных моментов в сериале:

  • Эпизод с лихой кавалерийской атакой Троцкого. Это событие стоит того, чтобы о нём писали, говорили или изображали в кино. Вообще, если роль Троцкого в Октябрьской революции стараниями троцкинят сегодня уже даже несколько преувеличена, то его роль в создании Красной армии до сих пор преуменьшается. Лавры Троцкого как организатора и вдохновителя РККА оспаривают, а его заслуги пытаются разделить меж Бонч-Бруевичем, Самойло и другими деятелями. Между тем, личный вклад Троцкого в победу в Гражданской трудно переоценить. А Красная армия останется его детищем.
  • Байки Троцкого и Сталина. Доставляет эпизод в Царицыне, где они травят притчи о горных орлах и шакалах.
  • Хабенский в отличии от других актёров хотя бы внешне похож на Троцкого.

На этом все плюсы кончаются. Историей, как я уже говорил, и не пахнет. Что консультанты делали на площадке, за что они получают деньги – непонятно. В угоду демонизации революции всё перевёрнуто с ног на голову. Ни одной реальной фразы, ни одной реальной выдержки из Троцкого не прозвучит. Ну разве что «шкурники, предатели и трусы не уйдут от пули». Игра актёров никакая. Особых спецэффектов тоже не заметно. В соответствии с буржуазным масскультом и в погоне за западным зрителем сюжет представляет собой сплав историко-эротической мылодраммы и политического триллера в фантастической реальности. Постельные сцены излишни и никакой даже эстетической нагрузки не несут. И самое обидно, что на такой фильм уходят народные деньги, и не маленькие! Поймал себя на мысли, что «Троцкий» 1993-го по сравнению с нынешним – шедевр! Вообще, данное творение не стоит просмотра. Всем же интересующимся по этой теме предложил бы такие кинокартины, как «Фрида», «Убийство Троцкого» или недавний испанский фильм «Избранный».

Этот же сериал, конечно же, можно расценивать как вызов. Вызов здравому смыслу, историческим фактам, вызов всем левым. Пусть даже подсознательный. И как приговор.

Власть как бы говорит – к картинам про монархов и прочих НАШИХ героев мы, если что, внимательно отнесёмся. И у нас найдутся люди, готовые впрягаться за НАШУ историческую правду. Зато про Ленина и Троцкого мы можем снимать любую пошлятину. А чего? Если уж индексация пенсий и рост тарифов ЖКХ не вызывают протестов, неужели какие-то антиисторические фильмы вызовут возмущение в культурной среде? Ну поругают нас в интернете, напишут пару гневных комментариев, наделают фотожаб с Путиным и Медведевым.. А потом также отправятся на работу – исправно батрачить и платить оброк, обеспечивая каторжную стабильность.

И последнее. В конце финальной серии в уста Троцкого  российская геббельсовщина вкладывает те слова, которые отражают её подсознательный и поистине животный ужас перед этой личностью. Меньше всего государство хотело бы, чтобы они оказались правдой. Приведём же их полностью:

«Вы спрашиваете, хочу ли я вернуться? А я вернусь! Только не в прошлое, а в будущем. Я бросил в землю семена, и они взойдут. Через боль-кровь я показал людям новый мир.  И они уже не захотят жить в старом… Никогда! Я поджог его! Он горит. Чувствуете запах? Запах… запах гари!..»

[i]Лев Троцкий «Моя жизнь», 1930

[ii] Юрий Фельштинский, Георгий Чернявский «Лев Троцкий. Четырёхтомник», 2013 г.

[iii] http://www.migdal.org.ua/migdal/events/science-confs/6/17433/

[iv] https://www.youtube.com/watch?v=Z2paxqWkZtY

[v] Юлия Аксельрод «Мой дед Лев Троцкий и его семья», 2013 г.

[vi] Иван Ильин «Национал-социализм. Новый дух»

[vii] Цит. по: Наумов В. 1923 год: судьба ленинской альтернативы. — Коммунист. 1991

[viii] Вопросы истории КПСС. 1990. # 5

[ix] [ix] Вадим Роговин «Была ли альтернатива? Троцкизм: взгляд через годы», 1992 г.

Другие записи из рубрики...

5 комментариев

  1. Спасибо автору за замечательный материал по этому гнуснейшему «творению». У меня сил не хватит, чтобы посмотреть эту гнусность. А тем не менее такой анализ необходим.

    Но непонятны удивление, надежды и ожидания по поводу российского буржуазного кино, к тому же снятого официальными кинематографистами, а не, например, оппозиционными культурными деятелями, хотя бы и либеральными.
    Что ещё могли и могут снять буржуа, как не фальсификацию, напичканную откровеннейшей(!!!) пошлятиной? (Голые задницы — это одна из основ фильма, я так подозреваю, как и байки, сплетни, мифы, возведённые в разряд реальных событий, на что указывал автор)
    Вы требуете, чтобы буржуа снимал в жанре соц. реализма глубоко культурные и прогрессивные фильмы, используя при этом не голливудские методы со спецэффектами (которые рассчитаны на элементарные чувства), а настоящие художественные средства? Это было бы слишком.

    От себя хочется добавить, что всё, что буржуа говорят и показывают в фильмах, книгах и в жизни про Революцию и революционеров — они говорят и показывают про себя, зеркально отражая себя самих.
    И, если революционер в фильме обо всём судит с позиции того, сколько ему с того или иного дела достанется, то это как нельзя лучше показывает, как на этот вопрос смотрит сам буржуа, который и готов продать страну за «германские», «американские» и какие угодно другие деньги.
    Этот буржуа просто напросто не может себе вообразить, что человек может жить и работать не ради денег, а ради какой-то высшей цели — именно потому, что он так не может. И обо всех на свете он судит именно по себе.
    И, если в поезде стоит голая проститутка напротив Троцкого (какая талантливая игра! особенно ягодицами), а Наталья Седова является «гламурной кисой, то это вовсе не Рейснер и не Седова, а современные нам дамы, переодетые в одежду того времени.

    Как и указывал автор, создатели фильма переносят сегодняшние реалии на начало прошлого века. Это, с одной стороны, делается по политическим соображениям, чтобы показать непонятливым российским (и не только) зрителям чем была на самом деле Октябрьская революция, а именно — «цветной революцией», а, с другой стороны, это легче, как для создателей, так и для потребителей.
    Ещё в книге одного советского автора о голливудском кинематографе (если я не ошибаюсь, то это Карцева Е.Н. Сделано в Голливуде, 1964 год) я читал, что голливудские фильмы не озадачивают себя исторической достоверностью и даже в таких деталях, как причёски действующих лиц в исторических фильмах, и делают их такими, какова на них мода в данный период времени. В итоге средневековые женщины ходят с причёсками тридцатых годов. А мужчины точь в точь походят на таких же мужчин из XX века. Всё, что меняется в разных фильмах — это костюмы и декорации. Сегодня ты играешь современного мистера Смита, успешного банкира, а завтра ты надеваешь костюм рыцаря и прогоняешь тот же сюжет только в других декорациях и облачении.

    Поэтому совершенно не удивительно, что в начале XX века мы встречаем фотографии в газетах — ведь сейчас они действительно есть; не удивительно, что вместо дореволюционной письменности в фильме видна именно современная (как я читал об этом в отзывах о фильме) и т.д.

    Во всём этом скрывается (но скрывается неумело) необычайное НЕУВАЖЕНИЕ(!!!) создателей фильма к своим зрителям. До какой степени надо держать своих зрителей за баранов, чтобы толкать им такие вещи! Если их толкают, значит уверены, что они пройдут. Если уверены, что они пройдут — значит, считают что зрители глупые.
    Тут одно из двух: либо авторы действительно держат своих зрителей за дураков (и это является правильным ответом), либо авторы являются дураками вместе с их историческими консультантами в вопросах не политики, а в бытовых.
    Если они не признают, что они дураки, тогда они признают первое утверждение из двух предложенных.

    • Стоит, наверное, уточнить, что названные мною «проститутки», которых создатели фильма пытаются выдать за Рейснер, Седову и других — это вовсе не большинство современных женщин (даже не смотря на то, ведут они себя так или нет), а именно тот образ, который так мил сердцу буржуа и который последний хочет привить женщинам при помощи средств пропаганды, в том числе и кино.
      То есть и в этом случае буржуй толкает в массы через кино свой образ мыслей, навязывает всем свою гнилую мораль.

  2. Есть такая же годнота от автора по борьбе Троцкого и Сталина. С предысторией конфликта. Или можно ссылку на какое-нибудь не ангажированное чтение?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Эрнесто Че Гевара и рев. процесс в Латинской Америке

Закрыть