Политическая зрелость и выборы — Леворадикал

Политическая зрелость и выборы

Политическая зрелость и выборы

В детстве ребёнок очень эмоционально переживает любимые праздники. В нашей культуре самые важные детские праздники – это дни рождения и Новый год. Когда человек взрослеет, удивительное чувство исчезает, тает фантасмагория особого дня, зимние приготовления превращаются в рутину. Ребёнок верит в чудо, в Деда мороза и его вездесущую справедливость, в добро вселенского масштаба. Взрослея, человек теряет способность остро переживать особые даты. Нет больше простой и наивной веры в фантастическую справедливость, в избранность своего «я».

Зрелый человек может вести себя по-разному. Некоторые люди разочаровываются в чуде, делаются циничными. Инфантилизм таких людей проявляется и в эгоцентрической религиозности, требующей у сверхъестественных сил решения насущных проблем. Однако зрелость может быть иной. По-настоящему повзрослевший человек переживает новое чувство: чувство совместного пребывания, любви к ближнему, бескорыстной заботы. Особые даты для такого человека ценны не сами по себе, не чудом, которое может быть даровано сверху, а чудом, которое мы создаём сами.

В этом состоит суть взросления: от беспомощного ребёнка, преклоняющегося перед внешними сверхъестественными и стихийными силами, к взрослому человеку, контролирующему свою жизнь, берущему своё будущее в собственные руки.

На первый взгляд отношение к политике и политическим вопросам проявляет себя обратным образом. Более молодые люди настроены критичней к существующей политической системе, способны к рефлексии и наивному, «максималистскому» осмыслению политических процессов. Чем старше человек становится, тем наивнее его взгляды на политику. Однако такое представление само по себе наивно и поверхностно.

«Политика – это плохо»

«Политика – это грязь», «Все политики – лгуны», «Меня политика не касается!» — вот самые распространённые суждения о политике и политиках. Политика есть борьба за государственную власть. Ещё Аристотель указывал, что тот, кто живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Не слишком ли много в наше время сверхлюдей?

Не является ли «грязью» экономика? Возможно, конкурирующие субъекты рынка ведут себя нравственнее по отношению друг к другу? Возможно, собственник не стремится сокращать зарплаты наёмным рабочим? Может быть, наша общественная жизнь и личная жизнь не такая «грязная» как политика? Сложно с этим согласиться, наблюдая дрязги на рабочих местах, хамство в общественном транспорте, и изучая статистику семейного насилия.

Отвлекаясь от субъективных представлений о «грязи» того или иного явления, заметим, что политическая сфера жизни общества так же объективна, как и экономическая. Более того, как говорил хороший вождь Ленин, политика – концентрированное выражение экономики. Жить вне политики в наше время, значит жить вне экономики, а это возможно лишь на необитаемом острове и непродолжительное время.

Отрицание политики на деле всегда обозначает отсутствие сознания своих экономических интересов. Человек, который не сознаёт своих интересов, всегда подчиняется чужим, даже если формально отстраняется от политических решений.

«Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует»

Крепкие выражения в адрес политики и политиков можно услышать не только от пассивного обывателя, но и от представителей инициативных групп, общественных организаций, культурных сообществ. Такое отношение к борьбе за государственную власть и влияние на государственные решения, чем и является политика, есть первая ступень политического детства. Сделайте для нас и за нас! – вот лозунг начальной стадии развития гражданина в человеческом существе.

Увы, уважаемые учёные, дольщики, молодые семьи, бюджетники и работники ликвидированных предприятий, жители домов, которым хотят поставить во дворе очередной храм, государственная власть одна, а конкурирующих групп много, много экономических интересов. Хотя в конечном итоге политика в самых больших масштабах определяется соотношением сил двух классов современного общества, – наёмных работников и капиталистов, — но в рамках существующего порядка за влияние на политические решения борются многочисленные экономические прослойки и социальные группы населения. И бедные классы остаются у разбитого корыта всякий раз именно в силу того, что крупные и крупнейшие капиталисты сознают свои стратегические интересы и плотно занимаются политикой, в отличие от большинства «нищебродов».

Отношение к политике как «грязи» и чему-то дурному можно сравнить даже не с эгоистической верой в христианского бога, но с эгоистической верой язычника. Если бог «выполнил» просьбу, он хороший бог, и получит приношение. Чаще «боги» остаются глухи к потребностям масс, и это плохие «боги»…

Сверхъестественная сила демократии

За честные выборы

Таким образом, подростковое бунтарское отношение к политике, выражающееся часто в отрицании политики, есть не критическое осмысление политических процессов, а обыкновенный политический инфантилизм. По отношению к такому инфантилизму наивность среднего и старшего возрастов являются более зрелой ступенькой политического развития.

Увы, в России на этой второй ступени политического развития застряло подавляющее большинство населения. Вторая ступень политического развития гражданина предполагает наивную веру в демократические институты, в силу просвещения. При этом, практически не имеет значение умственное развитие отдельного человека: наивными либералами могут быть и пропитые маргиналы и почетные доктора наук. Политическое развитие можно сравнить с психическим и физическим развитием человека: каким бы умным и гениальным не был десятилетний ребёнок, он на уровне психическом и физиологическом остаётся десятилетним ребёнком.

Совсем недавно в Севастополе случилась занимательная история. Два института и правительство города боролись за здание бывшей Банковской академии Украины. Для плебса все должно было «решить» голосование на сайте правительства. Найдётся ли среди читателей человек, который всерьёз скажет, что это голосование имело какое-то отношение к принятию конечного решения? Однако и преподаватели, и студенты обоих институтов активно голосовали, привлекали знакомых, устраивали ажиотаж и массовую агитацию. Оба института сильно обошли правительство, но недвижимость перешла именно этому учреждению. «Боги» снова оказались плохи…

Здесь, однако, мы имеем дело уже не с отрицанием политики, а попыткой участия в ней. Как правило, политическая зрелость этой ступени развития гражданина способна выработать лишь одно стандартное решение, если такая личность развивается, а не идёт в своём развитии назад: демократические институты нужно менять, реформировать, людей у власти нужно менять на честных. Иными словами, у неправильных пчёл и мёд неправильный!

Анатомия политических процессов

Политические взгляды человека формируются в тесной связи с его экономическим положением. Поэтому наша схема линейного развития политического сознания груба, но она позволяет наглядно продемонстрировать приобщение к политике большинства современных россиян, которые, как правило, от отрицания политики переходят к наивной вере в демократию и обратно.

Чтобы понять другие типы политического сознания и высшую ступень политической зрелости, необходимо рассмотреть в общих чертах условия, в которых политическое сознание развивается.

Почему человек формирует мистические, религиозные, мифологические представления о мире? Историческая наука даёт на это вполне определённый ответ: человек пытается объяснить стихийные природные явления, окружающие его. В дальнейшем, к природной стихии прибавляется стихия общественных отношений. Когда человек не сознаёт своих экономических интересов, или имеет ложные представления о них, навязанные представителями конкурирующих экономических классов, он пытается объяснить природу политических процессов действием сверхъестественных сил в виде «вечных» законов. К таким «вечным» законам человек может относить либо демократическое начало, либо, наоборот, начало диктаторское, деспотическое. Представители «средних» классов, — ученые, мелкие предприниматели, хорошо оплачиваемые рабочие, — часто мечутся от веры в демократию к требованию протекционизма со стороны сильных мира сего. Это обусловлено экономическим положением «средних» слоёв: они подвергаются разорению и угнетению со стороны крупных капиталистов с одной стороны, с другой объективно пролетаризуются, т.е. приближаются по экономическому положению к бедным классам. Низшие классы, когда их экономический инстинкт не развит, ведут себя подобно средним классам.

Как же протекает политический процесс? Демократия в конечном итоге есть соотношение сил. Человек лишь тогда договаривается с другим человеком, когда исчерпаны все прочие средства, а прямое столкновение обойдётся дороже мирного соглашения. Поэтому наивными являются рационалистические утопии общественного договора, сознательного научного сговора человечества. Научное, ясное сознание лишь позволяет человеку лучше сознавать свои экономические интересы. Парадокс заключается в том, что в зависимости от экономического положения, тому или иному человеку может быть выгодно то или иное понимание и отношение к политике. Учёному, который хочет проводить исследования и апробировать их результаты, в конечном итоге не нужно менять всю политическую систему. Это ярко видно по тому, как наши российские учёные кивают на Запад. Мелкому предпринимателю не нужна отмена частной собственности. Каким бы ясным умом он не обладал, защита его непосредственного экономического интереса не требует кардинального общественного переворота.

Здесь нужно заметить вот что: в индивидуальном случае идеальные представления человека имеют влияние на его политическое сознание и политическую сознательность, в массовом – нет. Высшие классы и средние классы могут отвлекаться от непосредственных экономических интересов, отдельный богач может перейти политически на сторону беднейших слоёв населения, но статистически значимого влияния индивидуального идеализма никогда в истории не наблюдалось. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что богатые люди гораздо лучше образованы, чем люди бедные, а количество участников левых и ультралевых движений (которые защищают интересы бедных слоёв общества), вышедших из высших и средних слоёв общества всегда в процентном отношении меньше, чем выходцев из бедных слоёв, вставших на путь борьбы за переворот в интересах большинства трудящихся.

В политике проявляется соотношение экономических сил общества. В период роста производства в Европе и России рабочий класс имел огромную силу, его партии – коммунистические и социал-демократические, — претендовали на взятие власти и брали власть. Сильны были социалисты и в США, пока реакция не применила все средства, чтобы раздавить социализм Соединённых штатов. Во время деиндустриализации значение партий рабочего класса резко снизилось, но возрос политический вес финансовой олигархии, вывозившей производство в страны с дешёвой рабочей силой. Пока соотношение сил в экономике способствовало развитию левых партий, Европа и США переживали расцвет «социального» государства. Это лишь одна сторона вопроса, но именно она нас сейчас интересует.

Политическое развитие России

Им нужен Ельцин

Оставляя в стороне множество важных вопросов специфически-российской политики, отметим вот что: Россия пережила период деиндустриализации, историческое переиздание первоначального накопления капитала, стихию свободного рынка, свойственную ранним капиталистическим обществам, Россия пережила период бонапартистского подавления всякой политической борьбы. В России, таким образом, нет никакой политической традиции. Она формируется заново с конца 90-х годов, когда окончательно разрушилась старая «советская» структура общества, и начала формироваться новая, российская, соответствующая экономическому базису нового времени.

Современное состояние политического развития граждан России вполне соответствует тому экономическому базису, на котором Россия стоит: пассивный, разобщённый, спивающийся рабочий класс и примыкающие к нему бюджетники (прямое следствие неразвитого производства, когда не нужен рабочий, когда не нужно лечить и учить рабочую силу), мечущиеся мелкие предприниматели, чаще склонные к требованию протекционизма (покровительства) со стороны правительства, узкая прослойка либерально настроенных представителей «творческой» интеллигенции – либеральные блогеры, ученые, часть средней и мелкой буржуазии, особенно активно развивающихся сегментов рынка, вроде IT, часть крупной буржуазии, пытающейся использовать либеральные иллюзии в свою пользу, и, наконец, могущественный слой финансовой олигархии, сросшейся с высшим государственным чиновничеством, крепко сидящий на нефтяной бочке.

Что такое высшая ступень политического сознания?

Понимание непосредственных экономических интересов высокая, но не высшая ступень политической сознательности. Когда человек ясно представляет как работает государство, как соотносится экономика и политика, как из столкновений различных экономических групп рождается вся совокупность политических механизмов и явлений, он ещё не гарантирован от политических иллюзий, хотя бы потому, что политические иллюзии могут вполне соответствовать политическим интересам тех или иных экономических групп.

Высшая ступень политической сознательности – это отказ от всякого преклонения перед стихийными силами природы и общества. Карл Маркс присоединялся к борьбе рабочего класса потому, что он видел в экономическом интересе рабочего соответствие интересам прогрессивного развития всего человечества. В этом проявилось научное сознание Маркса, к этому, наконец, склонило его индивидуальное идеалистическое устремление, его гуманизм.

Непосредственный интерес рабочего – повышение заработной платы. Именно поэтому рабочий стихийно вырабатывает только сознание уровня профсоюзного активиста. Именно поэтому социалисты всегда говорили о необходимости «вносить» в сознание рабочего научный социализм.

Как человек, переросший веру в чудо, и сам создающий ежедневно «чудо» своими руками, так человек с высшим развитием политического сознания сам ежедневно изменяет мир вокруг себя. Не молитвами и не верой в сверхъестественные силы «вечных» законов, не верой в милость деспотичной власти, а следуя прогрессивным интересам всего человечества на основе научного, объективного понимания мира. Карл Маркс выразил эту истину в 11 тезисе о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его».

О предстоящих выборах

Наивно думать, что предстоящие выборы станут некой чертой, что произойдёт чудо в том или ином смысле слова. В наших условиях выборы могут лишь вызвать дополнительный интерес к политике, который политические силы используют для развития пропаганды. Политика требует ежедневного, серьёзного отношения к своим вопросам. Нельзя участвовать раз в несколько лет или месяцев в политическом спектакле и надеяться на «авось». Если человек прекращает свою экономическую жизнь, он либо умирает, либо превращается в паразита. Состояние политической пассивности есть состояние «живого мертвеца», т.е. зомби, как бы пошло это ни звучало.

У многих россиян в ближайшее воскресенье будет выбор: сделать шаг назад, к отрицанию политики, к объявлению политики «грязным делом», или к началу новой, гражданской жизни ежедневного, активного и сознательного участия в политической борьбе. Второй путь сложен, опасен, долог, это путь ошибок и разочарований, но прошедший его, будучи честным с самим собой, всегда придёт к идее борьбы за социализм, как великие умы прошлого, такие как Карл Маркс или Альберт Эйнштейн.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
ГУЛАГ по-американски

Американская тюремная система по своим масштабам давно превзошла и советский ГУЛАГ, и нацистские концентрационные лагеря. Работорговля в США, несмотря на официальную отмену в 1865 году, процветает по сей день. Благодаря коммерциализации тюремной системы, современные...

Закрыть