Исчезающие и осквернённые памятники героям Великой Отечественной Войны в Крыму — Леворадикал
  • Главная > СТАТЬИ > Война > Исчезающие и осквернённые памятники героям Великой Отечественной Войны в Крыму
  • 0
  • 868

Исчезающие и осквернённые памятники героям Великой Отечественной Войны в Крыму

Зоя Рухадзе

Зоя Рухадзе

В июле этого года я с подругой посетил Крым, и в связи с особенностями нового маршрута мы решили осмотреть памятники героям ВОВ, которые нам знакомы по фильмам, по военной истории и т.д. Первым памятником на нашем пути был монумент «Обелиск славы Бессмертным Героям» на горе Митридат в Керчи, представленный в фильме В. Лисаковича «Катюша». Но поскольку автобус, на котором мы ехали из Анапы, проезжал Керчь без остановок, нам сходить к обелиску к сожалению не удалось.

В Севастополе же мы постарались добраться до всех интересующих нас памятников, в том числе на Кладбище Коммунаров, где находятся мемориальные плиты и сооружения как большевикам-подпольщикам, погибшим в 1918-1920 годах от Белого Террора, так и монументы героям-красноармейцам, защитникам Севастополя, в том числе Братская могила, в которой похоронен Герой СССР Ревякин В.Д., возглавлявший вместе с инженером П. Сильниковым Коммунистическую подпольную организацию в тылу у немцев (КПОВТН), расстрелянный немецко-фашистскими захватчиками в 25 лет. Надо добавить, что мы видели своими глазами стертые мемориальные плиты, некоторые были похищены, а на стене красовалась свежая нацистская символика.

Также в Севастополе на улице, названной в честь Ревякина, находится музей подполья на месте его конспиративной квартиры, где мы тоже побывали и с большим интересом осмотрели все экспонаты от листовок до радиостанций, тайников и вооружения партизан-подпольщиков. В этой квартире в оккупированном Севастополе собирались немецкие офицеры и закатывали свои пирушки с картами нередко в тот момент, когда там же на самодельном типографском станке печатались листовки с воззваниями к севастопольцам на основании информации, передаваемой Софинформбюро. Ничего не подозревающие нацистские захватчики спокойно предавались своей похабщине, так как весь Севастополь наводнили их лживые прокламации о взятии Москвы и скорой победе над Красной Армией.

Уже в Симферополе, когда до самолета оставалось еще достаточно времени, мы пошли пешком на «1-ое гражданское кладбище» искать могилу Зои Рухадзе (кладбище старое и называлось раньше Старорусским). Оно было искусно запрятано между улочками (и вообще пока мы его искали, то наткнулись на сайт, где это кладбище помещено в список 10 или 14 самых жутких мест Крыма, что иначе как позором для властей назвать нельзя). Также мы узнали из статьи http://krymology.info/index.php/1-%D0%B5_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F на Крымологии, что «Кладбище заброшено, вандалами повреждены и уничтожены многие памятники. Последний акт на данный момент произошел в июне 2011 года. Строительной фирмой уничтожены могилы советских воинов и партизан», а от местных жителей узнали, что на бывших участках кладбища располагается территория, где стоит полицейская техника.

К такому мы мало были готовы, так как наивно думали что на кладбище есть указатели или схемы с номерами участков выдающихся героев Симферополя, но в итоге увидели только несколько памятников красноармейцам, в т.ч. большой постамент погибшим в госпиталях в 43-44 годах. Видели старые могилы конца XIX века. Шли мы по главной аллее через все кладбище в надежде увидеть-таки памятник Зое. Но на выходе встретились с двумя калеками, которые там лежали в траве и подарили нам два кольца — не знаю где они их нашли или отрыли в обмен на мелочь.

Очень расстроенные, что не получилось осмотреть могилу и вообще всеобщим запустением и забвением прошлого на этом самом кладбище, мы прибыли в аэропорт. Провели время в обычной тягомотине, потом несколько раз садились на автобус до самолета, садились и выходили — потому что туда прилетел Медведев и с этими автобусами началась какая-то путаница. Но в итоге все ж улетели и добрались до Москвы.

Поскольку историю этих людей предают потихоньку забвению, сами жители зачастую не знают кто такие Зоя Рухадзе, чьим именем названа симферопольская улица. Или кто такой Степан Халтурин, чье имя носит улица в Ялте. Более того известно, что могила Рухадзе неоднократно осквернялась. Неоднократно разбивали памятник на ее надгробии.

Фильм о подвиге Зои Рухадзе можно посмотреть, он называется «Девушка из камеры №25». Эта отважная девушка была комсомолкой и связным в подпольной группе, она в 18 лет повторила подвиг своей тезки Космодемьянской и была расстреляна после страшных пыток, на которых не произнесла ни слова, хотя ей ломали руки, прижигали ноги раскаленным шомполом, вырезали губы и выкололи глаза. Потом вывезли на место массовых расстрелов в район совхоза «Красный» связанную проволокой, и там незадолго до освобождения Симферополя оборвалась ее жизнь.

Итак, вернувшись домой мы с помощью компьютерно-интернетных технологий осмотрели еще раз симферопольское кладбище на карте, где было отмечено захоронение актеров из симферопольского театра, актеров-подпольщиков, входивших в группировку «Сокол», о которых я к своему ужасу не знал.

Александра Перегонец

Александра Перегонец

Удивительна судьба А.Ф. Перегонец — солистки театра, сыгравшей в фильме «Аэлита» служанку королевы Марса, которую по сюжету убили марсианские фашисты (!). По чудовищному совпадению саму Перегонец, после того как на нее и ее товарищей донесли в гестапо, после того как сожгли ей ноги, убили уже настоящие немецкие фашисты, когда расстреляли всю актерскую группу. Фильм об актерах, участвующих в группе «Сокол» можно посмотреть, он называется «Они были актерами». Также существует фильм 2010 года «После премьеры — расстрел», где более подробно рассказывается о целях группы «Сокол», в том числе о планирующемся покушении в театре на Гитлера и обстоятельств выдачи актеров-подпольщиков врагу. Однако и тут не обошлось без сюрпризов — существует 2 версии этого фильма приблизительно одной длительности, в первой рассказывается о судьбах актеров и их товарищей из подполья, во второй же версии в фильме совершенно другие сцены, и он носит явный ангажированный политический характер в контексте отношений с Украиной и крымскими татарами.

Фильмы

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Положение рабочих и экономическая блокада Донбасса

Многим так называемым коммунистам следует раз и навсегда прекратить заигрывания с опереточными “коммунистическими” и им подобными  отрядами, воюющими на стороне ЛДНР, которые таковыми не являются, на деле это обыкновенные патриоты или националисты, играющие на...

Закрыть