Тихий Дон. История великой любви — Леворадикал

Тихий Дон. История великой любви

Тихий_ДонПосле прочтения романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» захотелось поближе познакомиться с видеоинтрепретациями романа. Не беря в расчет немой фильм 1930 года, первым фильмом был выбран фильм М. Герасимова 1957 года. Чтобы написать обо всем что произошло дальше, я завёл тетрадь, где помечал какие-то несуразности, передергивания (по сравнению с книгой), влияние агитации, пропаганды, цензуры — сразу губящая кинодеятельность для прочитавшего книги. Как ни старайся — в колонку для экранизации 1957 года не удалось вписать ни единого слова, ну за исключением каких-то собственных вкусов, но это не имеет, естественно, значения. Фильм снят блестяще, все герои показаны так, как о них писал сам автор. В-общем эта экранизация — честный и передающий настроение эпохи кинодокумент. Пусть его критикуют кинокритики, если им захочется — у меня пометок оставить не получилось.

Дальше оставались ещё две экранизации — 2006 и 2015 годов. Очень любопытные, так как являются «суперсовременной» точкой зрения на написанный в первой половине 20 века роман-эпопею. Фильм 2006 года: я сразу стал писать заметки. Закончил снимать фильм С. Бондарчук в 1994 году, фильм из-за банкротства продюсера пролежал на полках Италии 12 лет, и лично Путин посодействовал возвращению «шедевра» домой. В итоге смонтировал фильм Федор Бондарчук. И сразу вереницей посыпались вопросы:

— Как за семь серий вместо трёх, как у Герасимова, из фильма исчезли все сцены книги, в которые автор специально ввел красноармейцев, большевиков, коммунистов — для создания ощущения противодействия? В сущности, — этим мы научены советскими статьями, — роман был задуман как попытка реалистично объяснить просчет(!) Красной Армии по взаимодействию со средним казачеством, с которым поступали порой жестоко. С жестокого обращения с казаками-середняками начинается повсеместный бунт казачества против советской власти в книге. Сам Ленин признавал, что Гражданская война была бы не настолько продолжительна и существенна — не будь казачьего восстания. Советская власть, появившаяся впервые в истории, признавала свои ошибки, Красная Армия терпела потери из-за восстания. Но вся искренность писателя дала поводы для зажравшейся российской киноиндустрии переделать все на свой лад. В семи сериях Бондарчука нет ни одного кадра-упоминания о Ф. Подтелкове (реальный исторический персонаж), о Бунчуке, об Анне Погодко, о Кривошлыкове — всех этих героев, за чьей жизнью напряженно следит М. Шолохов в книге, — они
просто вырезаны из киноверсии. В 4-ой серии неожиданно появляется Штокман, давний сторонник РСДРП, — только затем, чтобы его расстреляли.

А откуда взялись красные взгляды внутри Области Войска Донского, кто явился их вдохновителем — тут телеэкран молчит. И вот выходит казачишка и кричит: «Смерть коммунистам — врагам трудового крестьянства!» («врагам трудового казачества» в оригинале). Врагам трудового крестьянства, русского народа, предателям Родины. Ни в одном кадре нету отображения того, как Белая армия грабит с офицерско-интеллигентской изощренностью курени бедняков, отбирает у них скот, инструменты для ремесел, занимает их дома, где белые казаки жрут «дымку» и поют развязные песенки. Но семейный клан Бондарчуков не смог выкинуть из сериала фигуры, без которой его скелет был бы невозможен. Так один из главных положительных героев, Михаил Кошевой, в этом фильме предстает настоящим маньяком-фанатиком. Если в книге он сперва спрашивает у одного из казаков, почему тот не отступил за Дон, и просит уйти, то тут он просто расстреливает его без лишних слов, как незначительную помеху. А потом Кошевой как хозяин положения заявляет жене: «Тебе наша власть ничего не скажет, ей с тобой не о б чем разговаривать». Выдумка режиссера, но тоже въедающаяся в умы граждан — подавляющее большинство которых сейчас только и молится о том, чтобы власть с ними никак не разговаривала. Смерть Аксиньи тоже появляется очень эффектно — во тьме степной ночи продотрядник зажигает цигарку, и свет падает прямиком на серп и молот на его фуражке, прежде чем в Аксинью попадет пуля.

Роман-эпопея подается как история великой любви. Но для тех, кто прочел роман, очевидно, что искренность в романе Шолохова откровенно используется для превращения красных командиров, тех кто не захотел просто так умирать, кто сражался до конца с врагами, — в лживых и жестоких садистов.

Ну и что говорить об экранизации, когда она опустошена полностью ввиду отсутствия физического конфликта, ввиду отсутствия положительных героев из красного казачества или трансформации их в кровожадных маньяков. Даже тут уже в черте 2006 года понятно, что в фильме относятся к коммунистам так, как относились к ним в реальной жизни и в институтах, и на заводах и т. д. на тот момент. То, как показывают красных, — любимый прием кинопроизводства, — люди, сражающиеся за честность, а на деле эту честность постоянно попирающие в этом фильме, — все это очень ясно доносится до зрителя.

Следующая экранизация только недавно пронеслась по федеральным каналам, 14 серий вышли в 2015 году. Режиссер Урсуляк в середине девяностых снимал «Дог-шоу «Я и моя собака». Теперь настал черед для великих дел. Вообще непонятно, конечно, зачем надо было в очередной раз оплевать шолоховскую эпопею, угрохать кучу денег на съемки. В титры было вынесено «По мотивам произведения М. Шолохова «Тихий Дон». Мотивы сериала, конечно, в очередной раз разошлись с мотивами автора литературной классики. И вот мы увидели на экранах своих сверстников, с которыми живем в одной стране, так неуклюже запихнутых в сериал, создающих впечатление что это сейчас в 2015 году на Дону происходят все эти события, а не сто лет назад. В общем эти 14 серий дешевого выпендрежа, где в каждой серии по 100 раз крестятся, упоминают какие-то приметы, где у героев появляются и куда-то исчезают дети, с упоением показывают как красноармейцы расправляются над несчастными офицериками, выливая просто тонны крови на экран. Естественно, это тоже «длинная и поганая песня» (пользуясь выражением героев романа) о «великой любви» между главными героями, которые на этот раз уже далеки от политики. Тут постоянно напирают на то, что и белые и красные одинаковые — одна радость, с женой жить и работать. Также поразителен по своей независимости от современной политики момент, где красноармеец говорит: ну нет больше хохлов, казаков, и прочих — все равны. А потом он же: эх вы как были хохлами, так хохлами и останетесь. Если по роману Шолохова можно подумать, что главный герой Григорий Мелехов чуток глуповат, то тут режиссер так старался передать его душевные терзания, что изобразил его настоящим буйнопомешанным.

Из сериала опять вырезаны И. Бунчук, А. Погодко, Гараджа, Штокман — как-то неудобно включать в сериал положительных красных героев. То, что сумел в 1957 году вместить в три серии М. Герасимов, не сумели в 21 серию вместить наши современники, поливающие грязью и искажающие великие литературные работы советских писателей. Наши надежды только на то, что у людей, которые все это смотрели, все-таки возникнет закономерный вопрос: каким же это чудом Красная Армия одержала победу в четырёхлетней войне с белогвардейскими бандами, с их союзниками из империалистических стран. Почему тема Гражданской войны не обсуждается по телевидению, почему роман-эпопею о великих событиях 1914-1922 годов свели к пошлой любовной истории, и не врут ли также про все, что происходит по телевизору и в официальных СМИ?

Подтелков

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Россия, кровью умытая

Советский писатель Артем Веселый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров) родился в Самаре, в семье портового крючника. С 14 лет он сам работал по найму. В марте 1917 вступил в РСДРП(б), участвовал в Октябрьской революции...

Закрыть