Феминизм буржуазный и феминизм пролетарский — Леворадикал

Феминизм буржуазный и феминизм пролетарский

Берлин. Демонстрация 8 марта Надпись на транспаранте: За классово-сознательное женское движение! Да здравствует пролетарский феминизм!

Берлин. Демонстрация 8 марта
Надпись на транспаранте:
За классово-сознательное женское движение!
Да здравствует пролетарский феминизм!

8 марта, несмотря на триумф реакции, во всём мире и даже в России проходят мероприятия, посвящённые Международному женскому дню. К сожалению, большинство таких мероприятий в России не имеют отношения к идеям, заложенным учредительницами Женского дня. Весь российский феминизм насквозь либеральный и реакционный не перестаёт быть таким даже тогда, когда буржуазные равноправки прикрываются «социалистическими» кличками. Ещё Ленин в начале XX века подметил, что либерализм в эпоху империализма не может выжить без социальной демагогии, без превращения в «социальный либерализм», или, как модно говорить сегодня, в левый либерализм.

Как, спросит читатель, могло получиться, что женщины-работницы представляют гигантское большинство, но в области борьбы за «женские права» господствуют буржуазки? Это происходит по тем же причинам, по которым в социализме вообще господствуют сегодня реформисты и ревизионисты: полный разгром рабочих организаций, отсутствие у российского рабочего класса опыта и традиций не только политической, но даже экономической борьбы.

Тем не менее, мы не можем отказаться от борьбы против буржуазного феминизма в области теоретической. Так или иначе, но массы женщин работниц, как и весь пролетариат, пробудятся от политического сна. К этому моменту буржуазия готовит не только цепных псов с дубинами, но и цепных собачек в розовых беретах, каковыми в дооктябрьскую эпоху были меньшевики и эсеры. Хорошо бы и коммунистам подготовится, научиться отвечать на запросы масс, в том числе в области т.н. «женского вопроса».

Что такое феминизм?

Понятие «феминизм» ввёл французский социалист Шарль Фурье. В широком смысле это определение означает стремление к равенству полов или движение за равноправие. В таком общем смысле можно говорить об «абстрактном феминизме», но в конкретной исторической обстановке феминизм обретает конкретные очертания: у женщин различных классов не только несовместимые во всех смыслах интересы, но и свой путь к свободе.

Эпоха начала XX века воспринимается в современном обществе как классический политический период российской истории. Из этой эпохи различные классы черпают вдохновение и примеряют исторические маски. Достаточно привести в пример крайне правые монархические организации или «Партию народной свободы» (так называли свою партию кадеты). В этот период понятие «феминизм» ассоциировалось исключительно с буржуазным женским движением. Именно поэтому в нашу эпоху понятие «марксистский феминизм» выглядит непривычно.

Итак, мы будем употреблять понятие «феминизм» в его исконном смысле, как определение для движения за равноправие полов.

Такие разные «феминизмы»

Стремление к социальной и политической эмансипации женщин имеет объективные причины. Если в докапиталистическую эпоху женщина имела значение лишь в семейном замкнутом хозяйстве, то в эпоху капитализма женщина становится труженицей массового производства. Из домашнего рабства женщина-работница переходит в рабство наёмное. Однако автоматического освобождения не происходит, и женщина работница испытывает двойное угнетение. Это двоенное угнетение связано не только и не столько с наследием докапиталистических отношений, но со специфическим угнетением женщины-работницы на новых экономических основаниях. Во-первых, капитал эксплуатирует репродуктивный труд женщин для воспроизводства рабочей силы и пушечного мяса. Во-вторых, нуклеарная семья продолжает существовать из-за невозможности для рабочего и работницы вести раздельное хозяйство: заработная плата не позволяет этого. В рамках нуклеарной семьи работник и работница конкурируют за нищенские ресурсы, что порождает конфликты и закрепляет патриархальные формы семейных отношений. В-третьих, конкуренция между различными группами пролетариата за рабочие места (между разными расами, национальностями, полами) в условиях отсутствия социалистической организации пролетариата порождает не только национальные конфликты, но и т.н. «войну полов». Перефразируя молодого Кобу, можно сказать так: рынок – второе место, где пролетарий учится сексизму, первым местом остаётся буржуазная семья.

Женщины буржуазных классов идут своим путём к половой свободе. Как отмечает Александра Коллонтай в своей книге «Социальные основы женского вопроса», в XIX веке достаток семей промежуточных слоёв не позволял мужьям содержать жён, и женщина из непролетарских классов стремится к самостоятельному заработку. Мужчины встречают такое стремление агрессивно: университетская кафедра, докторский кабинет, перо журналиста и т.д. ревниво охраняются мужчинами от угрожающей конкуренции женщин. В этих условиях рождается движение феминисток в узком смысле слова. Это движение стремится заявить свою волю через привычные органы буржуазного парламентаризма. Феминистки выступают за право голоса для женщин, но… при условии имущественного ценза. При этом, подобно либералам, объявляющим своё движение «общенародным», феминистки объявляют своё движение «общеженским».

В современной литературе принято противопоставлять либеральный и марксистский феминизм, при этом разделяя «социалистический» (или «левый») феминизм и либеральный, радикальный и либеральный феминизмы. На деле «левый феминизм», либеральный и радикальный есть лишь формы буржуазного феминизма.

Однако, прежде всего нужно сказать об империалистическом феминизме. Этот «феминизм» ставит женскую эмансипацию на службу империализма. Когда-то буржуазные идеологи оправдывали колониализм «цивилизующим» значением европейского завоевания «отсталых» народов. Теперь в рамках этой концепции буржуазия утверждает, что империализм «великих» держав способствует социальному освобождению женщин в «отсталых» странах. Этот аргумент звучит не только в устах европейских и американских правых, но его можно услышать в России, когда речь идёт о Чечне. Концепция империалистического феминизма не мешает ООН и российскому правительству не замечать чудовищного положения женщины в мусульманских странах: в Саудовской Аравии или Чечне. Что касается Чечни, то давно замечено: средневековье пришло в Чечню на российских штыках.

Радикальный феминизм

Концепция радикального феминизма родилась в мелкобуржуазных классах, обречённых на уничтожение всем ходом истории. Крупная буржуазия разоряет мелкую, мелкий буржуа пролетаризуется. С другой стороны, пролетариат стремится к уничтожению частной собственности, мелкого производства и мелкого хозяйчика в том числе. Эти факты придают радикальному феминизму его маргинальные и утопические черты. Именно этот феминизм меньше всего имеет отношение к борьбе за равенство полов и представляет из себя вывернутый на изнанку патриархат.

Мелкобуржуазные классы, в силу исторической обречённости, становятся лучшей почвой для произрастания различных утопий. Война полов и идея «женской власти» является именно такой мелкобуржуазной утопией. Впрочем, нет смысла посвящать радикальному феминизму больше строк: это движение обречено на изоляцию и маргинальность.

Либеральный и «левый» феминизм

буржуазный феминизм

Господствующий класс распространяет свою идеологию на всё общество. Поэтому либеральный феминизм является идеологией не только женщин правящих классов, но и части женщин промежуточных классов, однако, в форме «левого» или «социалистического» феминизма.

В XX веке буржуазия выработала особую тактику борьбы с рабочим движением: вместо открытых гонений — союз с реформистами. Социал-демократия (в наше время буржуазные «социалисты» могут называть себя и «левыми радикалами» и «коммунистами») остаётся могучим инструментом правящих классов. Внутри этого «социализма» развивается и направление «социалистического» (или «левого») феминизма.

Как и все прочие ревизионисты, «левые» феминистки протаскивают идею сотрудничества классов контрабандой. Не зря особую популярность приобрела т.н. «теория пересечений», которая признаёт классовую борьбу и угнетение женщин-работниц, но отказывается признать, что в основе всякого угнетения лежит классовое, экономическое угнетение, и призывает женщин различных классов к сотрудничеству для достижения свободы всех женщин.

Излюбленным аргументом «социалисток» против марксизма является утверждение, что коммунизм «откладывает» освобождение женщин. В связи с этим возникает два вопроса: является ли капитализм причиной угнетения женщин? Если да, то как можно говорить об «откладывании» освобождения, ведь именно уничтожение капитализма является предварительным условием освобождения женщин. Если капитализм не является причиной угнетения женщин, то какова программа женского освобождения? В чём её конкретные шаги? Буржуазия в целом и реформистки как агентки буржуазии в частности способны предложить лишь следующее решение: увеличение числа женщин в органах государственного и корпоративного управления, увеличение представительниц женщин в парламентах. Однако даже «левые» феминистки из партии СИРИЗа (30% фракции партии в греческом парламенте) вместе со всей своей партией обслуживали и продолжают обслуживать интересы греческих и европейских банкиров, гарантируя Тройке, что женщины-работницы Греции умрут, но отдадут грабительские займы. Все «левые» феминистки во французском парламенте, вместе с президентом-«социалистом» освящали империалистическую политику Франции за последние годы. Бразильская президентша Дилма Русеф, на камеру открывающая дома женщин, пострадавших от насилия, проводит антирабочую политику. Понятно, что увеличение представительства женщин в парламентах и руководствах корпораций, в госорганах – это победа женщин имущих классов. Женщине-работнице не становится легче, если её эксплуатируют женщины или её детей отправляют на бойню не милитаристы, а милитаристки.

Самой главной целью «социалистического» феминизма является внушение работницам, что у неё есть общие интересы со всеми женщинами вообще, без различия классов, и что классовое единство пролетариата может быть поставлено под сомнение как безусловная ценность социализма.

Пролетарский или коммунистический феминизм

Индия. Митинг женского крыла Революционной социалистической партии

Индия. Митинг женского крыла Революционной социалистической партии

Феминизм в широком смысле пробивает себе дорогу даже в рядах крайне правых. Лучший пример – Марин Ле Пен. Это связано с объективной обусловленностью стремления женщин к эмансипации. Поэтому мы можем смело сказать, что стихийный пролетарский феминизм возник вместе с переходом женщин к цеховой работе. Таким образом, пролетарский феминизм возник гораздо раньше буржуазного. Однако оформилось женское социалистическое движение позже буржуазного. Это было связано как с патриархальной реакцией мужчин-пролетариев, так и со слабой вовлечённостью женщин-работниц в общепролетарскую борьбу до начала XX века.

Цели пролетарского феминизма неотделимы от политических целей рабочего класса в целом: уничтожение частной собственности. Только изменение социально-экономических условий создаст фундамент, на котором можно возвести общественное здание равенства полов, наций и рас.

Женщины-работницы ¬– это половина всего пролетариата мира. Путь женщины-работницы к своему освобождению лежит через вливание в общепролетарскую борьбу за общепролетарское дело. Свободная женщина-коммунистка отказывается от половой изоляции и отбрасывает реформистские иллюзии. Она и весь пролетариат провозглашает: никаких сестёр, кроме классовых!

Другие записи из рубрики...

3 комментария

  1. Анатолий
    демагогия

    например:
    » Буржуазия в целом и реформистки как агентки буржуазии в частности способны предложить лишь следующее решение: увеличение числа женщин в органах государственного и корпоративного управления, увеличение представительниц женщин в парламентах. Однако даже «левые» феминистки из партии СИРИЗа (30% фракции партии в греческом парламенте) вместе со всей своей партией обслуживали и продолжают обслуживать интересы греческих и европейских банкиров, гарантируя Тройке, что женщины-работницы Греции умрут, но отдадут грабительские займы. Все «левые» феминистки во французском парламенте, вместе с президентом-«социалистом» освящали империалистическую полит…..»

    сначала рассматривают ветку освобождения от рабства в обществе, в котором капиталлизм является причной бед женщин

    потом рассматривают ветку освобождения от рабства в обществе, в котором капиталлизм НЕ является причной бед женщин. и заключают: капитализм ЯВЛЯЕТСЯ причиной бед и рабства женщин

    Это называется подмена понятий. Мы говоримо проблеме в поле, где мы уже постановили: проблемы женщин не из за капитализма. как сделать феминизм? надо уничтожить капитиллизм, потому что беды из за капитилизма.
    то есть в итоге первый шаг делается…ЧТо капитализм способстовал феминизму…А второго шага — не делавется. что феминизм НЕ из за капитиллизма — тут в

  2. милитаризм как борьба межГосдуарственная
    заменяется здесь межклассовой борьбой
    те же яйца только в профиль
    все равно будут рожать детей, что бы отправлять их на войну. не между госдуарствами, там между классами
    пересечение идей комммунистов с моими идеями в том, что они говорят: надо отобрать ресурсы у 10% самых имущих людей
    и тогда то, о чем я говорю: моногамия как средство эволюции с сохранения интеллекта будет достигнуты
    но тут же встает другой вопрос.
    Моногамия дает эволюцию.
    Уравниловка ее замедляет. паразиты внутри сообщества будут по любому. Только сейчас это активные грабящие паразиты
    а потом будут люди, работающие за зарплату при низкой эффективности труда, так как пролетариат нельзя заставлять работать лучше — и вообще мы угнетены, так что не будем работать, будем отдыхать.
    основа экономики — это естественный отбор.
    Что было бы, если волк сказал зайцу — я не буду тебя жрать, ты со мной рановправен? верно.
    Зайцы бы стали больными и придурошными
    вся эта конкуренция наделе является продолжением нашей животной природы
    просто животная природа бывает шипанзе типа с конкуренцией. А бывает бонобо типа без конкуренции
    так проблема в том, что если говорить о конвергенции..
    то животная природа бонобо типа — вроде как коммунизм. так как никто не воюет

    С точки зрения отправки на войну и отсутствия больих накоплений у отдельных патриархов

    но с точки зрения сексуального и репродуктивного капиталла это тот же капитьализм

    капитализм

    признаков вида, признаков человека как социального существа много. Стремление к домниированию не уничтожимо. Как и потребности -читай — инстинкты

    и каким образом мы будем домниировать друг над другом — вот это мы можем выбирать

    или это шимпанзе среда капиталлистов с патриархатом и войнами между государствами

    или это бонобо среда коммунистов с матриархатом и войнами между классами

    потому что главная победа патрирахата была в том, что сексуальный и репродуктивный капиталл женщин был уравновешен материальным капиталлом мужчин

    Без возможности накопления капиталла женщина ,питающаяся от своего врожденного капиталла, будет постоянно выигрывать у мужчины

    будет искать наиболее крутых мужчин

    и появится капитализм другого рода — репродуктивный

  3. В условиях политической и патриархальной реакции в российском феминизме распространились реакционные направления, но утверждается, что весь российский феминизм реакционный, при том, что автор, похоже, не имеет о нем понятия. Без аргументации много раз повторяется заявление, что весь левый и социалистический феминизм сплошь буржуазный. Социалистический феминизм сводится к интерсекциональному, который делает мало различий между привилегиями буржуазии и чиновников и привилегиями «белого мужчины из рабочего класса», или к правой социал-демократии. Но о марксистском феминизме автор, похоже, мало знает, повторяя давно известные вещи, и не привязывая к конкретной политической ситуации.
    Неверно говорить об империалистическом феминизме — если во внутренней политике правящий класс сделал уступки трудящимся, в том числе в вопросе прав женщин, под влиянием рабочего, женского и прочих движений, то во внешней политике поддерживаются любые, включая патриархальные и клерикальные, режимы в интересах бизнеса и власти империалистических стран, а на права женщин в других странах не обращается внимание.
    Неверно считать, что все направления радикального феминизма поддерживают матриархат. Радикальный феминизм разнороден, объединяют его направления только представления о первичности патриархального, а не классового, угнетения и критика (не всегда стремление их изменить) личных отношений, сознания и культуры в условиях гендерного неравенства. Часто в отрыве от социально-экономических и политических вопросов. Но с другой стороны левым не следует отказываться от достижений прогрессивных направлений радикального феминизма, так как патриархальные предрассудки могут сохраняться и после уничтожения капитализма и достижения экономических прав женщин и требовать активной работы по изменению сознания и культуры. Радикальный феминизм обычно исходит из того, что все мужчины получают привилегии от патриархата, большинство радикальных феминисток выступает за сепаратные женские организации. Всех мужчин могут призывать добровольно отказаться от привилегий, и в этом смысле такие направления действительно утопичны. В реальности капитализм и патриархат угнетает и большинство мужчин, которых необходимо заинтересовать в борьбе вместе с женщинами за уничтожение классового и гендерного неравенства. Правящий класс, привилегированный вопросах собственности и власти, не отдаст своих привилегий добровольно.
    Любая борьба за права женщин здесь и сейчас автором объявляется реформизмом. Вся она им сводится к поддержке участия женщин в бизнесе и буржуазной власти, за которую выступают либеральные феминистки. Ничего не говорится о равных правах женщин на трудоустройство и оплату труда, о развитии социальной сферы — детских, образовательных, медицинских учреждениях, достойно оплачиваемом декретном отпуске, бесплатном сексуальном и гендерном просвещении в школах вместо религиозной пропаганды, о бесплатных убежищах от насилия и прочем. Предлагается подчинить все интересы женщин общепролетарским интересам, откладывая поддержку прав женщин до уничтожения капитализма. Вместо того, чтобы объединить все угнетенные группы, включая женщин, в борьбе против всех видов угнетения, и против классового угнетения, как его источника.
    У Анатолия Шумилова сексистское утверждение о «врожденном сексуальном и репродуктивном капитале женщин». Сексуальность может использоваться женщинами как источник материальных и моральных требований к мужчинам в рамках гендерных ролей вследствие дискриминации женщин при приеме на работу и оплате труда, и в связи с угнетением сексуальности в условиях патриахального общества, которая делает сексуальную активность и спрос женщин на секс меньше, чем у мужчин. Рождение женщинами детей в условиях капиталистической эксплуатации и отсутствия социальной защиты наоборот служит поводом для дискриминации женщин, а не «капиталом», якобы дающим женщинам привилегии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
В Николаеве рабочие судостроители — «коммунаровцы» совместно с боротьбистами провели марш протеста и митинг

Данные мероприятия являются частью большой кампании по возврату заработной платы рабочим и спасению завода от преступной приватизации. На сегодняшний день сумма задолженности по зарплате накопилась до объема 17 млн. гривен. Под видом подготовки к...

Закрыть