Истоки рабочего класса и наследие Международного Женского дня | Леворадикал

Истоки рабочего класса и наследие Международного Женского дня

Женский день 8 марта

Восьмое марта, Международный Женский день, — это ежегодная традиция, начало которой было положено более ста лет назад. В то время как празднования этого дня продолжаются по всему миру, лишь немногие помнят, что впервые этот праздник зародился в среде американских социалистов. Согласно легенде, они были вдохновлены идеей провести демонстрацию, чтобы отметить юбилей забастовки текстильщиц, состоявшейся в 1857 году в Нью-Йорке. Однако более точные данные указывают на то, что в 1908 году Социалистическая партия США сформировала национальный женский комитет в помощь партии, чтобы таким образом привлекать в нее новых членов; и первым действием комитета было объявление последнего воскресенья февраля Женским Днем.

В любом случае, происхождение этого праздника имеет как социалистические, так и феминистические корни, это праздник трудящихся женщин, и его задача состоит в том, чтобы мобилизовать рабочих всего мира на борьбу за женские социальные, экономические и политические права, на борьбу за равенство. Тереза Малкиель, нью-йоркская рабочая активистка и член вышеупомянутого комитета, заявила, что Социалистическая партия действует как “оракул, объявляющий о счастливых днях, которым суждено настать”, организуя этот праздник, она описывает его цель и предназначение таким образом: “это день будущего величия женщины, символ ее законных притязаний и протест против нынешнего неравенства”.

В то время как первомайские демонстрации — также начатые рабочими и другими радикальным движениями США в рамках борьбы за 8-часовой рабочий день — проходили с 1886 года и регулярно получали поддержку, женщины зачастую опасались принимать в них участие из-за угрозы насилия и из-за преобладающей мизогинии в рабочей среде. Несмотря на то, что Социалистическая партия также не могла похвастаться полной свободой от сексизма, американские социалисты были тем не менее в авангарде феминистского движения Штатов. Поддержка суфражисток являлась одним из ключевых пунктов программы партии с самых первых дней ее появления, и многие разделяли оптимистичный взгляд на будущее кандидата в президенты от партии Юджина В. Дебса, заключающийся в том, что “пробудившаяся, просвещенная женщина, получившая все надлежащие права в итоге, несомненно, выметет в небытие каждую форму подавления, из тех, что мешают полному освобождению человечества”.

Первый Женский день в Нью-Йорке прошел 23 февраля 1909 года. В нем приняли участие несколько тысяч женщин, по всему городу прошли собрания, на которых выступали влиятельные суфражистки, такие как участника Женского профсоюза Леонора О’Рейли и представительница Политической Лиги Равенства Присцилла Хакстафф, все это в дополнение к социалисткам вроде Аниты Блок, Меты Штерн, Майер Лондон и Элджернон Ли. Помимо скандирования лозунга, который не так давно выдвинула на протестах в Олбани О’Рейли (“Мы не просто хотим права голоса, мы нуждаемся в нем!”), выступающие подвергли критике своих консервативных оппонентов. Лондон, в частности, высмеяла привелигированных политиков мужчин, проповедовавших “святость домашнего очага”, тех людей, которые “встречают женщину в транспорте, приподнимают свою шляпу и предлагают занять место”, но при этом наотрез отказываются принять закон, “по которому любая женщина, работающая по 10 часов на фабрике, могла бы получить свое место”. Она также уделяли особое внимание тому, какому угнетению подвергаются трудящиеся женщины в качестве объекта сексуальной, индустриальной и политической эксплуатации. Как красноречиво подметила Тереза Малкиель: “Несмотря на то, что женщина выполняет в магазине мужскую работу, а дома занимается хозяйством, она получает за это лишь половину от заработной платы мужчин. Будучи носителем, воспитателем и зачастую тем, кто содержит, будущее поколение, она все еще бессильна как-то повлиять на его будущее, иметь право высказывать по важным вопросам”. Помимо всего этого, последующие мартовские демонстрации часто были направлены на то, чтобы женская неоплачиваемая домашняя работа получила признание и соответствующую компенсацию.

Успех оригинального праздника вдохновил делегаток Второй Международной Конференции женщин-социалисток последовать примеру зарубежных товарищей и позаимствовать идею праздника. Это состоялось на их встрече в 1910 году в Копенгагене. С находящейся в авангарде движения Кларой Цеткин — острой на язык и не скрывающей своих убеждений издательницей «Равенства», журнала немецкой социал-демократической партии для трудящихся женщин, — новый праздник получил свои нынешние международные очертания, будучи направленным на то, чтобы “помочь женщинам завоевать право голоса” по всему миру. В Европе многие другие женские суфражистские движения были возглавлены представительницами элит или среднего класса, стоявшими на позиции, согласно которой право голоса было ограничено наличием собственности (имущественный ценз). Таким образом, Международный Женский День стал исключительно пролетарским ответом на господствующие суфражистские тенденции, так как в данном случае делался упор на участие в политической жизни всех людей всех классов.

Впервые Международный Женский День был отпразднован 19 марта 1911 года, что стало также юбилеем массовых выступлений против прусского короля в 1848. Тогда, среди многочисленных обещаний, данных Фредериком Вильямом IV народу во избежании полноценной революции, было также дарование права голоса для женщин. В итоге это так и осталось всего лишь пустым обещанием. Таким образом, выбор даты стал одновременно напоминанием о силе объединившихся людей и в то же время предостережением в отношении потенциальных компромиссов со своими угнетателями.

В 1913 году 8-ое марта было закреплено как официальная дата праздника. 8 марта трудящиеся женщины по всему миру выходили на улице все вместе. Если у них имелась семья, то мужья обычно оставались дома с детьми. В историческом плане многие из подобных демонстраций имели серьезные политические последствия. В Российской Империи, согласно записям Александры Коллонтай от 1920 года, “холод, голод и ужасы войны положили конец терпению женщин-работниц”, массовый протест в Петрограде на 8-ое марта считается важнейшим катализатором и отправной точкой большевистской Революции 1917 года. 8 марта 1975 года Куба отметила введением нового Семейного кодекса, который сделал равные права и обязанности обеих сторон официальной, легальной базой брака. Среди других пунктов есть и, например, равное участие мужчины и женщины в домашней работе и воспитании детей.

Сегодня, во многих странах по всему миру — от Индии до Англии, от Канады до Камеруна, от Пакистана до Австралии — проводят парады, демонстрации и собрания, чтобы поддержать традицию Международного Женского дня. В 70-х годах прошлого века эта традиция была воскрешена в США группой радикальных феминисток из Беркли, организовавших движение, которое в итоге привело к борьбе за то, чтобы официально признать Март месяцем женской истории. В то время как Месяц женской истории берет свое начало из Международного Женского Дня и является одной из форм действий, направленных на то, чтобы вклад женщин в историческое развитие стал более заметным, он потерял свой боевой, классовый настрой, который характеризовал изначальный праздник. Можно сделать выводы: Национальный Женский Месяц освещает зачастую забытые достижения прошлых поколений женщин, но при этом делает очень мало для подчеркивания важности солидарности среди нынешних работниц и работников, которые должны продолжать выступать против непрекращающейся несправедливости и проводить новые соцально-экономические изменения.

С 2001 года существует международная общественная организация, целью которой является координация различных выступлений на Международный Женский день, также эта организация поддерживает связь с феминистскими активистками по всему миру. Вдохновляемая взаимосвязью с корнями активизма, организация выдвинула для этого года такую тему: “Вдохновенная перемена”. Во многом нынешний период подобен ранним годам XX-го века с его индустриальными потрясениями, породившими множество социалистических и феминистских движений. Сейчас мы живем в момент страшного финансового кризиса, глобального экономического прекаритета (заёмничества работников капиталистами — ред.) и неравенства. Гендерное равенство тоже далеко не достигнуто. Несмотря на многие успехи, женщины до сих пор сталкиваются с несправедливостью в вопросе распределения доходов, возможности выбирать профессию и возможности обладать всеми гражданскими правами. В 2011 году, к примеру, доклад Мирового Банка показал, что женщины составляют примерно 40% всей мировой рабочей силы, однако при этом они обладают лишь 1% его богатств. Поэтому в наше время Международной Женский День сохраняют свою былую актуальность. Хотелось бы, чтобы богатая история праздника напомнила бы всем, что 8 марта проводится не только, чтобы отметить то, что было уже достигнуто женщинами, но также, чтобы вывести людей на улицы для продолжающейся борьбы за социальное, экономическое и политическое равенство.

Republished from the UE union website, перевод Андрей Загорулько

Алисия Вилльямсон является гостевым лектором Питтсбургского университета по литературной программе, а также программе изучения женщины, членом Питтсбургского объединения по изучению рабочего класса, членом руководящего комитета Международной Ассоциации по изучению Рабочего класса, а также активисткой Occupy.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Беларусь: рабочие «Пинскдрева» выходят из продажного профсоюза

Рабочие завода строганого шпона и мебели, входящего в объединение "Пинскдрев", массово выходят из официального жёлтого (соглашательского) профсоюза. Решение о выходе они приняли после того, как 17 июля в очередной раз увидели свои расчётки. На...

Закрыть