Сексистский юмор | Леворадикал

Сексистский юмор

Автобиографическое интервью: реконструкция гендерной социализации

Автобиографическое интервью: реконструкция гендерной социализации

Комик Джордж Карлин заставлял зрителей корчиться и краснеть, смеясь над политикой консерваторов. Его монологи формировали мировоззрение двух поколений американцев. Шутка может разрядить обстановку и развлечь, а может стать политическим высказыванием.

Даже если вы не собираете полные залы, у вашей шутки тоже есть аудитория. Вы можете саркастически разоблачить лицемера, вора и насильника, а можете посмеяться над его жертвой и отнять у нее волю к сопротивлению. Именно так работает сексистский юмор: если девочка с детства слышит шутки о ее слабости, недостаточной красоте и глупости, то в конце концов соглашается с этим.

Я расскажу немного о своей жизни, чтобы показать: сексистский юмор — это не просто шутка, а идеологическое высказывание, которое усложняет социализацию женщины.

I. Детство – воспитание слабости

Родители учитывают не личные предпочтения ребенка, а гендерные роли: девочке покупают одежду и куклы, мальчикам — мяч и конструктор. То есть они с детства формируют интересы ребенка в зависимости не от наклонностей, а от пола. Если в раннем возрасте ребенок выбрал игрушку не соответствующую гендерным ожиданиям родителей, то они определяют это, как “ненормальное”. После этого они пытаются направить интересы ребенка в “правильное” русло с помощью запретов.

Дети усваивают предрассудки взрослых и тоже учатся пресекать гендерно — нетипичное поведение. Например, если девочка попросится в футбольную команду, она услышит: “девочка на поле, как корова на льду” — ее не возьмут вовсе или поставят на вторичные позиции.

Я играла в футбол так хорошо, что заняла важную позицию — на воротах. Меня называли “пацанкой” — это значит, что с мальчишескими делами я справляюсь лучше, чем остальные девочки. Но все же хуже, чем любой мальчишка. Например, если мальчик-вратарь пропускал мяч, его ругали и прощали, если я пропускала, то слышала про корову на льду. Эта шутка показывала, что промах мальчика — случайный, а мой промах — закономерный, ведь мне не повезло родиться девочкой.

Патриархальная мораль предписывает женщинам обустраивать быт и заниматься красотой, а мужчинам — развиваться физически, интеллектуально и профессионально. Часто девочки пытаются выйти за рамки своей гендерной роли. Но тогда сексистские шутки преувеличивают и высмеивают любой их промах, пока они не отчается, и не вернутся к своей игре в куклы.

II. Школьный возраст: воспитание комплексов

В школе девочки знакомятся с новыми патриархальными правилами — стандартами красоты.

В 9 классе я коротко подстриглась и стала носить широкие джинсы с мужскими рубашками. Сверстники смеялись надо мной, потому что я не была похожа на девочку с обложки модного журнала. Теперь парни не называли меня слабой, как в детстве. Наоборот, шутили о моей силе и брутальности, но это не звучало, как комплимент. Меня называли “мальчик в юбке” — такой имидж делал меня одинаково чужой и в женском, и в мужском обществе. Ситуация не улучшилась, когда я высветлила волосы. Шутки о моей брутальности дополнились анекдотами про блондинок.

А над девчонкой из параллельного класса смеялись из-за лишнего веса. Она великолепно рисовала, но это никого не впечатляло, ведь она не соответствовала стандартам красоты. Если парни видели ее работы, то говорили только “ Это та толстушка нарисовала?”. В итоге она начала голодать и похудела на 15 килограмм. Но творчество она забросила.

Совсем иначе относились к полному мальчику из того же класса. Его тоже высмеивали и называли “толстяком”, но ему было что ответить. Благодаря своему телосложению он был сильнее других парней и легко парировал: “худой парень — слабый парень”, “мужик должен много есть”.

Любому подростку трудно социализироваться, если он не соответствует стандартам красоты. Но феминная роль подразумевает, что красота — единственный важный критерий. От внешности девушки зависят ее статус среди сверстников и самооценка. Красоту не заменят ни физическая сила, ни ум, ни талант — наоборот, они могут стать причиной для дополнительных насмешек: “мальчик в юбке”, “ботаничка”, “чумазила”

В итоге унижающие шутки позволяют усомниться в себе и в своих способностях, что заставляет нас принять такие качества, как безынициативность, “слабость”, кокетничество и.т. д. Сексистские шутки заставляют девушек сомневаться в своих способностях. Девушки стараются соответствовать феминному идеалу: тратят свободное время на одежду, косметику и флирт. Правда, общество награждает их только шутками о глупости и ограниченности женщин, но об этом девушки больше узнают в старшем возрасте.

III. Студенческий возраст: воспитание глупости

Женщине, чтобы добиться успехов в какой-либо области не хуже, чем мужчина, приходиться работать вдвойне.

Моя подруга работает преподавателем по философии в одном Санкт — Петербурском университете. Каждый день она идёт на работу, как на бой. Она вынуждена доказывать, что способна на многое, даже если она женщина. То есть, несмотря на её успехи в науке, сексистские шутки не прекратились.

Общество рассматривает женщину — ученого на вторых позициях и та, которая изучает чувствительные и неглубокие темы. И когда ты выходишь за рамки свой роли, то сталкиваешься с критикой. Элионор Остром в 2009 году получила Нобелевскую премию и является первой женщиной — лауреатом по экономике. После этого мужчины отправляли ей тысячи негативных писем и просили нобелевский комитет пересмотреть свое решение. Они сочли такой мощный успех женщины подозрительным явлением.

В научной среде женщина легко сталкивается с шутками в духе «из женщины ученый, как из мужчины домохозяйка», «зачем тебе наука, найди лучше нормального мужика». Из — за этого женщины подавляют желание двигаться вперед. В итоге девушка соглашается ,что есть научные области и темы, куда ей лучше не идти.

Какова роль сексистского юмора?

Он воспитывает в женщинах комплексы, ограничивает их развитие. Увы, прекратить такое воспитание непросто, ведь оно экономически выгодно власть имущим. Фраза Наоми Вульф из книги “Миф о красоте” объясняет причины выгоды: «Экономика, которая зависит от рабского труда, нуждается в пропаганде образов рабства, которые его «оправдывают». Экономика на сегодняшний день полностью зависит от того, что женщинам постоянно платят мало. Стала совершенно необходима идеология, которая заставляет женщин чувствовать себя «ничего не стоящими» — в противовес тому, как феминизм начал учить их чувствовать себя стоящими многого. Для этого не нужен заговор, достаточно атмосферы. …Поведение, необходимое из экономических соображений, превращается в социальную добродетель..»
На сегодняшний момент женщина получает на 30 % меньше, чем мужчина.

На первый взгляд кажется, что если сексистский юмор неориентирован конкретно на тебя, тогда ничего страшного. Но когда я слышу сексистский юмор, я знаю, что это про женщин, а значит, касается и меня. Даже если это шутки про блондинок, то это все равно касаемся и тебя, потому что поддерживается миф о глупости всех женщин. Несмотря на то, что тебя по-прежнему будут называть не такой, как остальные.

Я видела два пути развития : игнорирование и солидарность. С первым все понятно, так как в качестве защитной реакции женщины признают тотальное непонимание между “мужской” и “женской” логикой и стараются ужиться с этими явлениями.

Но женщина так же использует сексистские шутки, чтобы не стать их объектом. Она высмеивает “плохих” женщин, выделяя себя из их числа. Но применяя подобные шутки, она помогает только развивать стереотипы о женщинах и укоренять предрассудки. То есть в будущем это все равно коснется и её.

Третий путь существует — разоблачение такого “юмора”, объяснение кому и для чего он выгоден. Можно воспитывать культуру шутить над сексизмом и глупыми стереотипами, раскрывая ужас этих явлений. Тогда юмор станет способом формирования мировоззрения, где дискриминация по полу займет неприемлемое положение в языке, в реальности.

Маша Гельман, КРИ

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Небесная олигархия

Сейчас скажу крамолу . Приготовьте ненависть. Кто автор идеи называть погибших в перестрелках «Небесной сотней» ? Конечно, это народное название, и придумано оно совсем не по злой воле. Но господствующей верхушке оно сразу пришлось...

Закрыть