Интервью с главным редактором сайта SocFem.ru Марией Вельковской | Леворадикал

Интервью с главным редактором сайта SocFem.ru Марией Вельковской

Мария Вельковская - главный редактор сайта SocFem.ru

Мария Вельковская — главный редактор сайта SocFem.ru

В отличие от Европы, где подавляющее большинство феминисток левые и коммунистки, и сам феминизм воспринимается как часть левого движения, в России всё обстоит иначе. Россия — островок либерализма, осыпающиеся мундиры которого российская интеллигенция хранит с 90-х годов. Несомненно, успехи либеральных антикоммунистических идей в умах российской интеллигенции, а следовательно большей части российских феминисток, связан с крахом советского лагеря, с крахом сгнившего бюрократического аппарата, который пытался подняться над классами, но не мог уничтожить классы. Этот псевдосоциалистический режим доставляет пропаганде либералов и либералок массу материала. Такое положение возможно ровно до тех пор, пока не поднял голову российский пролетариат и, следовательно, женщины рабочего класса, которых в самом рабочем классе большинство. Эпоха нового подъёма пролетарской борьбы создаст и социальную основу для движения пролетарского феминизма. Пока же в России, по сравнению с США и Европой, очень мало левых феминисток, а марксисток ещё меньше.

В декабре 2012 года в рунете начал работу сайт SocFem.ru . Это один из немногих информационно-теоретических органов, работающий в духе социалистического и даже марксистского феминизма. «Леворадикал» взял интервью у главного редактора сайта Марии Вельковской.

Здравствуйте, Мария!

— Здравствуйте.

Почему Вы решили открыть сайт СоцФем, ведь существует масса феминистских сайтов и сообществ с одной стороны и масса левых проектов с другой?

— Основных причин было две и одна вытекало из другой.

Первое — это популяризация феминизма в левом движении, ведь не секрет что оно насквозь пропитано сексизмом, мифами о феминистках как о неких мужененавистницах. Помните, как говорил Ленин в беседе с Кларой Цеткин: «Поскребите коммуниста — и вы найдете филистера. Конечно, скрести нужно чувствительное место — его психику в отношении женщины». К сожалению, за более чем сто лет мало что изменилось в этом вопросе. Хотя по сути феминизм — это есть развитый социализм. Раскрою эту мысль.

В России проблемы равноправия стоят очень широко — это как бытовой сексизм, так и экономический. Существует до сих пор такое понятие, как «мужская» и «женская» работа, за этой завуалированный фразой лежит чисто экономический процесс разделения на производстве, то есть женская работа априори считается более легкой и соответственно оплачивается в гораздо меньшем размере, если даже должность занимает мужчина. Подобная схема действует и в отношение мигрантов и других угнетенных групп. Капиталисты, разделяя людей по гендерному и национальному признаку с легкостью за счет этого получают сверхприбыль.

"Будешь просить большую плату, поставлю на твоё рабочее место женщину, чтобы работала за меньшие деньги!" - "Чем платить больше тебе, поставлю мужчину за твой станок!"

«Будешь просить большую плату, поставлю на твоё рабочее место женщину, чтобы работала за меньшие деньги!» — «Чем платить больше тебе, поставлю мужчину за твой станок!»

Суть феминизма в воспроизводстве — это в создание условий для обоих родителей для того, чтобы достойно воспитывать своего ребенка вместе. Это детские учреждения, разделение на двоих отпуска по уходу за ребенком, качественное здравоохранение и безопасность на улицах, социальная поддержка родителей, доступная система внеклассного обучения и досуга для детей (кружки, секции, спорт и т.п.). А в противовес феминизму предлагается патриархальное заточение в четырех стенах женщины и детей. Если вы себя называете коммунистом, то вы обязаны быть феминистом.

Подпишитесь на нас в telegram

Вторая причина — популяризация левой идеологии в самом феминистском движении. Феминистки выдвигают схожие c коммунистами принципы, но из-за оголтелого сексизма в левом движении, как я указала выше, существует стена недоверия. «Соц-Фем» же пытается выступить мостиком между коммунизмом и феминизмом, которые являлись и являются прямыми союзниками, ведь все мировые революции начинались именно с женского протеста.

Нам известно, что некоторые особо «партийные» феминистки не признают ваш проект, равно как и многие проекты «Леворадикала», феминистскими и относятся ревниво к деятельности вашей редакции. Часто ли вам приходится сталкиваться с таким отношением?

— На самом деле подобное было только в начале нашей работы, причем критика шла с обеих сторон. Некоторые «товарищи» коммунисты обвиняли нас в оппортунизме: исходя из этого получается, что вы за равенство, но только до тех пор, пока вам самим не приходится жертвовать своими привилегиями. То есть, если мужчину на работе эксплуатирует начальство – это считается серьезной политической проблемой, требующей немедленного решения, а если мужчина эксплуатирует дома женщину – это не страшно, пусть потерпит до революции? Женщины, которые проводят свою жизнь в материальном, сексуальном и психологическом обслуживании мужчин, могли бы тратить это время и эти силы на самообразование, творчество и борьбу. Это колоссальный потенциал, который уходит в никуда до тех пор, пока женские проблемы считаются второстепенными. И тут снова хочется процитировать В.И Ленина «…А не привлекая женщин к общественной службе, к милиции, к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме». При этом отдельно хочу отметить редакцию сайта «Леворадикал», которая одна из первых, несмотря на критику, поддержала наш проект. Не скрою у нас были и ссоры, но это лишний доказывает искренность и нелицемерность редакций обоих проектов, сейчас же «Леворадикал» рассматривается как основной союзник и единомышленник нашего проекта.

Что касается феминистского сообщества, изначально реакция на наш проект — недоверие, оно и не мудрено, феминистское сообщество в России было пропитано либерализмом. Либералы, породившие фашизм и патриархат, эксплуатировали и эксплуатируют гендерный вопрос по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас ситуация меняется.

Интервью с Марией ВельковскойС какими ещё трудностями редакция проекта сталкивается в своей работе?

— Не хватает активистов и финансов на многие проекты. «Cоц- Фем» держится финансово и морально только на труде нескольких администраторов.

Расскажите об основных направлениях работы? Какие сотрудники нужны сейчас Вашей редакции?

— Нам нужны люди разделяющие наши взгляды, а самое главное готовые работать: переводчики, иллюстраторы, авторы и просто трудяги, готовые находить полезную информацию для нашего проекта.

Большая часть левых феминисток в России прямо или косвенно отрицают наследие Коллонтай, Цеткин, Бебеля и других классиков марксистского феминизма. Соцфем, что выгодно выделяет его среди прочих, во всяком случае для нас, не стесняется ни Коллонтай, ни Бебеля, ни серпа и молота. Что вы думаете о наследии классического марксистского феминизма и его критиках?

— Идеологи марксизма сделали в тысячу раз больше для освобождения женщины, чем все буржуазные правительства вместе взятые. Феминизм и коммунизм неразделимы. Любой человек мало-мальски знакомый с феминисткой теорией и разделяющий ее, не может не чтить идеологов марксизма. Все уступки либеральных правительств в отношении национального и гендерного равноправия связаны с левым протестным движением.

Рабочее движение в России почти отсутствует, а как следствие, почти отсутствует левое и тем более коммунистическое движение, но вы смотрите в будущее с надеждой. Какие на ваш взгляд перспективы у марксистского и, если брать шире, левого феминизма в России?

— К сожалению оно расколото, что показали последние события в Украине, одна часть коммунистов, а в значительной части анархистов, поддержала и поддерживает западный империализм, другая часть коммунистов, во главе со сталинистами, российский. И снова хочу отметить работу «Леворадикала», который вместе с грамотной критикой лживых сообщений, в среде ангажированности с обеих сторон, отстаивает поистине марксисткий взгляд на конфликт в Украине.

У социалистического и в более широком смысле левого феминизма в России огромные перспективы. На мой взгляд феминизм в принципе не может быть правым, это противоречит его сути. На Западе это давно поняли. Хочу процитировать манифест, принятый недавно в Европе. К столетию учреждения Международного женского дня европейские феминистки создали «Манифест феминизма 21 века»:

Линдси Жермен

В жизни женщин произошли огромные перемены за последние десятилетия. Но нам все еще есть, за что бороться. Это — Манифест феминизма 21 века.

Глобализм и неолиберализм имеют глубокое проникающее влияние на жизнь миллионов женщин. Капитализм создал новые формы эксплуатации женщин. Угнетение женщин — продукт классового общества, существующий тысячи лет.

Только с развитием капитализма у большого количества женщин развилось понимание их положения в обществе и возможность влиять на ситуацию.

Женщины миллионами были вовлечены в работу на заводах, в офисах и магазинах, не достигнув при этом освобождения. Женщины испытывают двойной гнет, взваливая на свои плечи домашнее хозяйство и воспитание детей, так же как оплачиваемую работу.

Традиционная женская роль матери и жены никуда не исчезла, а заново изобретена и подогнана под цели эксплуатации. Женщинами теперь манипулируют, упрекая в промахах в семейной или профессиональной жизни.

Разговоры о стеклянном потолке и несправедливых законах выгодны женщинам привилегированных классов. Законы, защищающие их права должны распространяться и на работающих женщин, а не только на тонкую прослойку привилегированных женщин.

Несмотря на то, что все женщины страдают от дискриминации, их жизненный опыт радикально отличается. Женщины не объединяются по признаку пола, они разделены по классовому принципу. Женщины высшего и среднего классов разделяют выгоды эксплуатирующей системы, в которой мы живем, и используют эти бонусы для того, чтобы смягчить эксплуатацию, улучшить собственное положение. Женщины-рабочие — люди, которые обычно готовят еду, делают уборку, оказывают услуги привилегированным женщинам, получают низкую зарплату и часто пренебрегают собственными интересами и семьями.

Женщины более чем когда-либо рассматриваются как сексуальный объект. Коммерциализация сексуальности мужской культурой – со стриптиз-клубами и порнографией – позволяет рассматривать женщину как сексуальный объект. Не вызывает сомнения, что в этой сфере ничего не изменилось с 1950 годов. Эта объективация, второстепенная женская роль в качестве мужской собственности является причиной таких явлений, как домашнее насилие, изнасилования и сексуальные оскорбления. Эти оскорбления не афишируются и не расследуются.

Только с 1960-70 годов эти явления стали исследоваться и рассматриваться как политические.

Чтобы контролировать свою жизнь, женщины должны контролировать собственное тело и сексуальность.
Капиталистическая идеология устанавливает приоритет семьи и подчиненную роль женщин и детей внутри нее, одновременно принуждая отдельных членов семьи жертвовать семейной жизнью под давлением работы и миграции.

Приоритеты системы прибыли и существование приватизированной семьи означает, что эксплуатация женщин встроена в капиталистическую систему.

Истинное освобождение должно быть связано с более широким движением за независимость людей и за контроль работающих людей над производимыми ими материальными благами. Вот почему женщины и мужчины должны бороться за освобождение. Социализм и освобождение женщин неразделимо связаны.

Мы не победим без борьбы. Любое большое социальное изменение вырастает в женский вопрос. В 19 веке женское движение за эмансипацию ассоциировалось с движением за отмену рабства. В 20 веке оно связано с борьбой против колониализма. В 21 веке женское освободительное движение вынуждено бороться, чтобы изменить мир и покончить с классовым обществом, которое создало систему угнетения и эксплуатации.

Перевод: Наташа Биттен.

Хочу заметить что этот манифест написан не представителями социалистического или марксистского феминизма. Этот манифест был принят в широком смысле феминистическим сообществом Европы, но суть его и посыл как минимум социалистические, если не сказать коммунистические. Все это говорит о тенденции проникновения и сращивания социалистических и коммунистических идеалов с идеалами феминизма.

Большое Вам спасибо, успехов в нашей общей борьбе!

— И Вам спасибо, No pasaran!

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Моква: храмы вместо парков — поповские парковки вместо детских площадок

Москомархитектура внесла в Правительство Москвы проекты планировок на ряд храмов, которые должны быть построены на месте зеленых зон. "...для строительства храмов предложено: - Исключить из состава территории природного комплекса № 42-ЮВАО "Санитарно-защитная зона между...

Закрыть