Контрреволюционер Жак Фреско — Леворадикал

Контрреволюционер Жак Фреско

ФрескоУ многих вызывают интерес широко распространённые материалы, посвящённые городам будущего, так называемый Проект «Венера» Жака Фреско. Он как будто наводит на мысли о социализме и вызывает закономерный вопрос, как  к этому проекту относиться.

Математик Роман Горелов: «Проект Венера» — это то, что случается, когда технарь берётся за общество, как за детский конструктор, то есть наивно полагает, что можно будет легко и непринуждённо разобрать и пересобрать. В рамках проекта описывается то, как будет выглядеть мир коммунистических отношений, и объясняется, чем он лучше современной системы, что само по себе похвально, но совсем не ново. Основной недостаток проекта в том, что почти никакого внимания не уделяется вопросу достижения поставленных целей.

Жак Фреско  искренне верит, что сняв фильм и построив круглый город, он сможет убедить эксплуататоров покинуть свои насиженные места. Маркс 200 лет назад подробно разъяснил, почему у Жака ничего не получится, и как сделать так, чтобы получилось. Так что, пожалуйста, не тратьте наше и своё время на детский сад. Лучше читните классику, например Манифест.

Такие люди, как Жак, будут нужны после победы революции. А пока — увы. Кстати, идеи Жака тоже не новы, и были в деталях разобраны советскими футурологами и учёными начала, середины и конца 20-го века».

Это не ново

«1978 год. В конце 1970-х автора «ТМ» («Техники молодёжи» — ред.) мыслили категориями не отдельных домов или районов, а целых городов. Их интересовало, каким будет город недалекого будущего? «Этот вопрос интересует не только урбанистов и футурологов, но и всех, кто планирует на десятки лет вперед развитие разных областей деятельности человека, — пишет автор материала в декабрьском номере «ТМ» за 1978 год. — Этот вопрос интересует и молодежь, так как близкое будущее принадлежит ей».

Предложенная футурологами модель города будущего — Биотронград. Концепция Биотронграда основана на научных достижениях биологии и техники. Биотронград представляет собой линейный город, составленный из биотронов, связанных в единую коммуникационную систему.

Биотрон — это 55-этажный дом на 5 тыс. человек, где производится все необходимое для повседневных нужд его жителей. Здание состоит из трех основных частей: жилой, обслуживающей и производственной. Жилая часть расположена в 3 благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с 5 этажа и выше. На 50-и этажах находятся квартиры для 5 тыс. человек. В первых 5-и этажах — общественная кухня, школы, физкультурные залы, кинотеатр, клиника, лаборатории, ателье, кабинеты, клубы, помещения для игр и развлечений.

Центральная часть здания, его ядро, представляет собой четырехгранную призму, которая проходит по всей высоте здания и немного возвышается над окружающей ее жилой частью. Здесь расположены плантации, фермы, производственные цехи, очистительные сооружения. Техноплантации полностью автоматизированы. На многоэтажных стеллажах без почвы в искусственных растворах и при электрическом освещении выращиваются все растительные культуры, необходимые для питания людей и домашних животных, а также для изготовления одежды. На фермах, оборудованных климатическими установками и сооружениями для очистки воздуха и удаления отходов, содержатся домашние животные, птицы и рыбы. Здесь производится вся необходимая продукция животного и растительного происхождения. Сточные воды отводятся по отдельным трубам канализационной сети биотрона и поступают в соответствующие очищающие или регенерирующие сооружения.

Транспортом внутри биотрона служат пассажирские и товарные лифты, конвейеры, электрокары-автоматы. Связь биотронов с районным центром осуществляется транспортными кабинами, расположенными в галерее, проходящей неглубоко под землей. На больших расстояниях используется скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке. В туннеле на глубине до 50 м расположены две параллельные стальные трубы, каждая диаметром 3,66 м, в которых поддерживается вакуум. Станции расположены через каждые 200 км, и отрезки между ними абсолютно прямые. На станциях в шлюзовой камере при нормальном давлении происходит пересадка пассажиров на другие линии. Вагоны рассчитаны на 136 пассажиров. Линейный электродвигатель разгоняет поезда до скорости 900 км/ч.

«Город будущего, несомненно, будет городом окончательно завершенной научно-технической революции, а это значит полной механизации и автоматизации производства. Это будет город мира, город человека, достигшего совершенства в своем физическом и духовном развитии, к человечества, достигшего вершины своих социальных отношений и общественной организации», — подводят итог авторы советского журнала «Техника — молодежи» в 1978 году». (http://yarodom.livejournal.com/792178.html)

Таким образом претензия Фреско стать первопроходцем в данной области необоснована и могла бы объясняться его воспитанием в капиталистической среде в изоляции от мировой литературы — художественной, публицистической и технической на темы футурологии, градостроительства и т. д. и т. п. Капитализм грабит человека не только физически, но и интеллектуально, заставляя переизобретать уже изобретённое, заставляя тратить свои силы на подъём «с нуля» уже разработанной тематики, искусственно суживая кругозор, штампуя массы ограниченных типов. Вспоминается диалог из рассказа «Взамен политики» Тэффи:

— Господи, мало ли еще вещей не изобретено! Ну, например, скажем, изобрету какую-нибудь машинку, чтобы каждое утро, в положенный час, аккуратно меня будила. Покрутил с вечера ручку, а уж она сама и разбудит. А? — Папочка, — сказала дочь, — да ведь это просто будильник.

Здесь Ж. Фреско горделиво сообщает, почему должен хранить в тайне свои «уникальные» технологии — https://www.youtube.com/watch?v=vGcGhJ0LKTc

Видео наводит на мысли о шарлатанстве. Ж. Фреско могло бы оправдать незнание целой череды утопистов, инженеров и футурологов, работавших тысячи и сотни лет до него, а также современников, если бы не одно «но». Он не капиталистический «маугли»-самородок из бедноты, изобретающий велосипед наново, которому недоступны библиотеки и переписка со всем миром, это невероятно для богатейшего образованного деятеля. Значит, всё-таки шарлатан и плагиатор, вводящий в заблуждение недостаточно начитанную публику.

"Город солнца" Томмазо Кампанеллы. Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии. Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона.

«Город солнца» Томмазо Кампанеллы. Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.
Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона.

Идеальный городЧто же такое Проект «Венера» — только ли благие пожелания, не имеющие материальной почвы, своеобразный технофильный эскапизм, или контрреволюция?

Почему контрреволюция

Идеологический тупик, в который уводит Фреско, состоит в отказе от необходимого революционного переустройства общественных отношений. Фреско хочет социализм без социализма, он хочет косметически улучшить капиталистический мир, не ломая его. Он выписывает доброго капиталиста, добровольно передающего средства производства в общественную собственность. Но это невозможно, что доказывается боями насмерть за свою прибыль, настоящей классовой войной, которую ведут капиталисты ежедневно против рабочего класса и всех народов мира, не считаясь ни с какими людскими и материальными потерями. В конечном итоге Фреско не просто заходит в идейный и научный тупик, он уводит своих последователей от революции, которая одна даёт возможность изменить мир и общество. Чудес не бывает. За футуристической фата-морганой Эмиратов — 85% безгласных и бесправных рабов, теснящихся в хибарках на окраинах и комнатушках для рабочих на 10 человек. Капиталист создаёт «социализм» для себя, отказывая в нём рабочим, предотвращая революцию классовым террором, государственным и частным, и генерируя контрреволюционные теории и практики для одурманивания трудящихся.

А значит, Фреско не уникален — он один из бесконечной череды разнообразных буржуазных, контрреволюционных идеологов.

«Венера» для узкого круга богатых лиц трудящимся недоступна, а, следовательно, не нужна. А для всех — возможна только в результате социалистической революции со свержением правящего класса революционным путём и обобществлением средств производства, о чём говорит марксистская теория. Вялые же нападки на правящий класс с надеждой получить у него деньги на города будущего, не разрушая капиталистическую систему, без озвучивания «для кого» у Фреско, являются прямым доказательством его буржуазности и службы правящему классу капиталистов. Такой утопизм не наивен, он вредоносный.

Лифт в космос и город-плотина: Каким видели будущее в СССР/Ретрофутуризм из журнала «Техника молодёжи»

 

Другие записи из рубрики...

1 отзыв

  1. Да ё-маё! Фреско — не идеолог, он инженер.
    И ценность его в том, что он предлагает людям задуматься над технологией нового общества.

    Советский Союз развалился не потому, что у него была плохая идеология, а потому что система мотивации отдельной личности была неполноценна: практическое новаторство слабо поощрялось, наоробот, всякие аналитики-балаболы заполонили научную среду. В сексуальном плане вобще раскрыться было нельзя.

    Разумеется, люди не понимали, что разрушая СССР, они попадут в силки мировой финансовой и корпоративной элиты, что их лишат прав и превратят в скот. Люди хотели больше свободы, но не продумали как будет работать новое общество: «Вот рыночную экономику внедрим и будет всё шикарно как в голливудских фильмах». А механизмы новой экономики нужно было заранее продумать. Многоие до сих пор этого не понимают.

    Народ в массе своей заморочен на поиске «лучшей идеологии», некоей серебрянной пуле, которая позволит решить все проблемы разом. А такой идеологии не бывает, и быть не может. Потому что реальность всегда сложнее и многогранней. Технологии гораздо ближе к реальности, чем идеологии. Основной ценностью должна стать не абстрактная идея, а реальный человек, с его внутренним миром и его вкладом в развитие цивилизации. Поэтому все силы должны быть направлены на построение правильной системы мотивации, причём с технических позиций, а не с идеологических.

    Я убеждён, что ТОЛЬКО технологии (в том числе экономические и политические) должны быть основой общества, предметом диалога, а не идеологии, которые только разрывают сообщество на части и делают его лёгкой добычей финансистов и владельцев транснациональных корпораций.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Заявление Конфедерации революционных рабочих профсоюзов Турции по поводу референдума о поправках в конституцию

  МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НЕСПРАВЕДЛИВЫМ И НЕЗАКОННЫМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ПОПРАВКАМ В ТУРЦИИ Заявление Исполнительного правления ДИСК о референдуме 16 апреля Объявленный, но неподтвержденный результат конституционного референдума, стремящегося установить президентский режим вместо нынешней парламентской демократии,...

Закрыть