«Все люди равны, но некоторые равнее других» | Леворадикал

«Все люди равны, но некоторые равнее других»

От редакции Леворадикал.Ру: настоящая статья является пробой пера молодой авторки сайта. Материал обзорный и в нём допущен ряд фактических ошибок. Несмотря на это, статья представляет определённый интерес для тех, кто только начитает интересоваться женским вопросом.

«Все люди равны, но некоторые равнее других»

Марксизм феминизм и борьба с сексизмом в организации

Современное общество оптимистично провозглашает достойные уважения принципы свободы, демократии, уважения прав человека и … равенства мужчин и женщин. Ни один из этих принципов пока что не стал своего рода постулатом. Каждый из них требует постоянного подтверждения, проверки временем на прочность. Принцип равенства полов представляет особый интерес по причине наибольшего числа подводных камней, на которые приходится наталкиваться исследователю во время изучения вопроса. Данная статья открывает серию заметок о положении женщин в истории.

Давайте-ка для начала обратимся к истокам.

Неолитическая революция отмечена переходом человеческих общин от экономики охотников и собирателей к земледелию и животноводству. Вследствие одомашнивания животных и в результате повышения производительности труда впервые в истории у людей появилась возможность не просто выживать, но и создавать кое-какие излишки.

Люди всё больше и больше обосабливались друг от друга. Земледелие требовало значительной мускульной силы, и мужчина, вполне естественно, выигрышно смотрелся на фоне «слабой женщины», ведь прибыль возникала в результате его труда. Вместе с нарастающей дихотомией полов постепенно происходит расслоение населения. Кроме того возникает и вопрос наследования, который решился в пользу мужчин, ведь их положение в обществе было куда более устойчиво, чем положение женщин, выживание которых, в силу экономических причин, стало зависеть от труда представителей «сильного пола». Бебель писал о том, что «женщина была рабом еще до возникновения рабства, а ее детородная функция стала одной из основных причин, по которой женщина стала экономически зависима от мужчины».

Подпишитесь на нас в telegram

Таким образом, именно физическая сила мужчин стала средством их «возвышения» в период неолитической революции и позже. Необходимость наследования упрочила необходимость женской верности для точного определения наследника. Эта самая женская верность в скором времени была закреплена браком, который усугубил положение женщины, по сути, сделав её собственностью мужчины. Семья, с ее строгой иерархией, на протяжении многих веков была одним из важнейших кирпичиков в фундаменте классового общества.

В силу природы своего пола, единожды оказавшись в зависимом положении от мужчины, женщине еще долгое время придется утверждать себя в качестве полноправного члена общества, в качестве субъекта, равного мужчине. Ведь на протяжении веков женщина выступала лишь в роли жены и матери, а зачастую кухарки, горничной и няньки. Историю, за редким исключением, творили мужчины, женщины же воспринимались как существа пассивные, неспособные к активным действиям.

Развитие капитализма несколько изменило ситуацию и способствовало возникновению массового женского движения уже в конце 18 века. Вначале феминизм развивался в рамках классического либерализма, затем появился социал-демократический феминизм. И тот и другой составили основу «Первой волны». Во время Второй мировой войны женщины были вынуждены заняться трудом в промышленности, что положило начало «Второй волне» феминизма, расцвет которой пришелся на 1960-1980-е годы. Целью «первой» было, прежде всего, завоевание избирательного права, в то время как «вторая» касалась других вопросов равенства. Феминистки начиная с 1990-х и до нашего времени относят себя к «третьей волне».

Общественно-политическое движение феминизма принесло много положительных плодов в дело освобождения женщин, среди которых наиболее значимыми являются избирательное право, право на развод и аборт. Да, результаты на лицо. Но не все так очевидно.

Некоторые люди, само собой, представители  т.н. «сильного пола» без знания дела, но со всей пассионарностью своей активной мужской натуры говорят приблизительно следующее: «Женщины, ну что вам еще нужно? Вы работаете, получаете образование, у нас законодательно установлено равенство полов. Неужели вам этого мало?»

А дело вот в чем. Да, 65% женщин планеты работают. Однако до сих пор разница в заработной плате за работу одинаковой сложности составляет около 20%, а большинство руководящих постов занимают мужчины, просто потому, что они априори «умнее, выше, сильнее». Да, многие женщины получают высшее образование, но процент трудоустройства по специальности выше среди мужчин опять же по причине «ума, роста и силы». И да, у нас законодательно установлено равенство полов, но, ведь, бумага стерпит все, не так ли?

Все вышеназванное говорит о стереотипном мышлении общества. Мужчина – значит умный, женщина – кухня, дети. Гендерные стереотипы помогают давать рациональное объяснение гендерным ролям. Но как писал Джордж Бернард Шоу: «Если мы будем думать, что детская и кухня – естественное место обитания женщины, то уподобимся английским детям, которые считают, что клетка – естественное место обитания попугая, только потому, что они никогда не видели попугаев где-нибудь еще».

Специальная клетка для женщин существовала всегда: во-первых, действительно, в силу природных особенностей; во-вторых, по причине существования классового общества. Капитализм, постоянно меняясь, по сути, не решает проблем женщин, а лишь придает им другие очертания, изменяя форму эксплуатации. Модернизация в рамках капитализма, какой бы прогрессивной она ни была, не может положить конец притеснению женщин. Система капитализма, в свое время бывшая необходимым этапом, изживает себя. Только в условиях социализма появляется возможность обеспечения настоящего равенства мужчин и женщин. Когда, наконец, будет равное материнство и отцовство,  а работа будет гарантирована, — женщине не придется выбирать между работой и детьми.

Трудно себе представить объем творческого потенциала, который ежедневно теряет мировое сообщество только оттого, что некоторая часть представителей женского пола занимается лишь воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, а все потому, что муж так хочет. Еще труднее вообразить, чего лишилось человечество за всю свою историю.

Хотелось бы обратить внимание и на психологическую составляющую процесса эмансипации женщин. Симона де Бовуар в известном труде «Второй пол» утверждала: «Становясь экономически независимой от мужчины, женщина не обретает тем самым ни морального, ни социального, ни психологического положения, идентичного положению мужчины».

Метко сказано! Причина данной проблемы коренится в воспитании. Девочка вырастает в мире, который строили мужчины. Будучи ребенком, она повсюду видит иерархию. Она читает литературу, где восхваляются подвиги мужчин, а женщинам отводится удел пассивности и принятия.

Но ведь историю творили мужчины, потому что женщины были ограничены в своем выборе. Долгое время женский пол рассматривался как отклонение от нормы, как дополнение к мужской индивидуальности. И хотя ситуация изменилась в лучшую сторону, многое еще предстоит сделать.

А теперь, ответьте, пожалуйста, всего на один вопрос: «Правда ли, что существует равенство между мужчинами и женщинами?»

Виктория Войтова

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
3 000 металлургов Казахстана будут бастовать

Долгая борьба профсоюзов угольщиков «Коргау» и металлургов «Жактау» за повышение заработной платы на 30% подошла к критической точке. Когда у профсоюзов остался последний аргумент – забастовка, пути горняков и сталеваров неожиданно разошлись. Председатель профкома...

Закрыть