Женщина и её право на труд — Леворадикал

Женщина и её право на труд

Жюль ГедСреди резолюций, принятых единогласно Конгрессом рабочих синдикатов в Рени, есть одна, резолюция комиссии женского труда в промышленности, которую невозможно отставить без протеста во имя самой рабочей Франции.

Не требуя прямо исключения женщин из заводов, фабрик и всякого рода мастерских, преграждения ей доступа на поприще экономического труда, — что в настоящих условиях было бы равносильно промышленной смерти, — Конгресс хочет ограничиться допущением лишь «дочерей или вдов, вынужденных, таким образом, заботиться о своём пропитании», и добавляет:

«Во всех слоях мы должны стремиться распространить мысль, что мужчина должен кормить женщину».

Таким же точно языком говорили в 1876 году на 1-м Рабочем Конгрессе в зале d’Arras, когда, заявив, что «так как мужчина всегда сильнее и здоровее, он должен заботиться о содержании семьи», делегаты дружно квалифицировали женский труд как «нежелательный» и повторили вслед за г. Прюдомм (Пьер Жозеф Прудон), что «настоящее место женщины у домашнего очага».

Но насколько тогда, в начале движения, когда нашему обуржуазившемся пролетариату предстояло ещё открыть глубокие причины нищеты и средства устранить её, подобное заблуждение можно было объяснить, я не говорю – извинить, настолько теперь после 22-лет социализма, текущего полноводной рекой, приходится поражаться рецидиву, который очевидно может быть только случайным.

Нет, какое превосходство силы ни предполагать у мужчины, и как бы хорошо ни оплачивался его труд, невозможно осудить женщину на содержание мужчиной. Меньше чем кто-либо, рабочие, которым их гражданская и политическая эмансипация дала возможность понять ложь всякой неэкономической эмансипации, могут желать увековечить экономическое подчинение одного пола другому. Это значило бы хотеть превратить женщину в пролетария мужчины, не говоря уже о том, что этим самым лишены были бы всякого достоинства половые отношения, лишённые свободы.

Причина ярма, тяготеющего на классе трудящихся, которое он всё больше стремится сбросить, заключаются в том, что средства производства, — а, следовательно, и продукты – сконцентрированы в руках одной части общества, которая таким образом располагает жизнью остальной его части. Вследствие этой монополизации экономических благ и богатств, неимущему большинству приходится терпеть все капризы имущего меньшинства, без которого и против которого никакое существование невозможно.

Если же допустить, что мужчина один должен производить, что он должен заботиться о женщине, содержать её, кто же не видит, что последняя окажется по отношению к нему в таком же подчинённом положении, в такой же зависимости, в какой нынешний рабочий находится по  отношению к капиталисту?

Она будет существовать условно в той мере, в какой это будет нравиться мужчине, или, что не лучше, в той мере, в какой она будет ему нравиться.

«Куртизанка или хозяйка!» Нет ничего менее согласного с истиной, чем знаменитая дилемма софизма в образе человека, П.Ж. Прюдомм. Если женщина непременно хозяйка, если она не может существовать без домашнего хозяйства, она неизбежно будет куртизанкой, а это проституция – скажем прямо – так как половые отношения оказываются подчинёнными чуждым им условиям, экономическим целям.

Итак, трудящийся не может, не становясь виновным по отношению к половине человечества в отказе от справедливости, в котором он основательно упрекает буржуазию, ограничить в чём бы то ни было право, принадлежащее женщине, как всякому человеческому существу, жить работой, не будучи никому ничем обязанной.

Нет, место женщины вовсе не скорее у очага, чем где бы то ни было. Её место, как и место мужчины, везде, где её активность может и хочет быть приложена. Почему, на каком основании запереть, загородить её полом, превращенным – хотят этого или нет – в профессию, чтобы не сказать – в ремесло? У мужчин тоже есть функции, соответствующие его полу; он муж и отец, что не мешает ему быть врачом, артистом, рабочим ручного или умственного труда.

Почему, на каком основании – пусть она супруга и жена, сколько угодно – не говоря уже о тех, которые ни то, ни другое – почему женщина не может проявить себя в форме, какая ей нравится?

Зло не в женском труде, хотя б и в промышленности, а во взимании капиталистической десятины, предметом которой является в настоящее время женский труд в такой же и в больше степени, чем труд мужской. Да ещё в препятствиях, которые ставят социальному влиянию женщины нравы в такой же степени, как и законы.

Обеспечить женщине, как и мужчине, полное развитие и свободное применение её способностей, обеспечить, с другой стороны, трудящимся без различия пола весь продукт их труда. В этом всё решение вопроса – только в этом.

1898 г.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Идеализм, фашизм и непонятый Шариков

С тех пор как я стал социалистом по убеждениям, многие вещи для меня существенно поменяли смысл. В некоторых областях это подарило мне лучшее понимание вещей, где-то добавило целостности, а кое-где просто открыло глаза. Но...

Закрыть