Женский вопрос и борьба с сексизмом в организации | Леворадикал

Женский вопрос и борьба с сексизмом в организации

Марксизм феминизм и борьба с сексизмом в организации

От редакции Levoradikal.Ru: предлагаем нашим читателям набросок тезисов по женскому вопросу и борьбе с сексизмом в коммунистических организациях, переданный нам одним из постоянных читателей сайта. Редакция надеется на широкую и плодотворную дискуссию.

I Введение (о марксистском понимании эксплуатации)

Такие термины как «принуждение», «угнетение», «интерес», «выгода» и т.д. носят не абсолютный, а относительный характер. Марксизм придает им точный смысл, рассматривая их диалектически, т.е. во всей их внутренней противоречивости. Буржуазное сознание движется в рамках застывших антагонистических противоположностей, таких как «свобода – необходимость», «добровольно – по принуждению» и т.д., марксизм отвергает эти антиномии, для него существует только одна действительно существующая противоположность – противоположность классовых интересов.

Интересы. Интересы отдельно взятого индивидуума, его «выгода» не являются чем-то единым и неделимым, наоборот, в силу противоречивого характера классового общества они также неизбежно носят противоречивый характер: одни группы интересов находятся в постоянном конфликте с другими.

Сознание. Любая деятельность человека, прежде чем быть осуществленной, неизбежно должна пройти через его голову, более или менее преломиться в ней. Всякая система взглядов, всякая идеология является не более чем таким преломлением практики индивида и его класса. Это восприятие не всегда имеет ясно осознанный характер, наоборот, существующие противоречия мешают его осознанию. Однако объективно существующие законы общества прокладывают свой путь независимо от осознания их отдельным индивидом и его воли.

Условия подчинения. Одним из ключевых положений марксизма является следующая мысль, выраженная в главах «Теория насилия» «Антидьюринга»: Робинзон никогда не может держать Пятницу в подчинении посредством одного насилия, для того чтобы подчинить Пятницу он прежде всего должен создать материальные предпосылки этого подчинения, т.е. обеспечить такие условия, при которых это подчинение является в известной степени выгодным для Пятницы. Исчезновение этих предпосылок неизбежно приведет сначала к осознанию Пятницей своего угнетенного положения, а затем и к освобождению от него.

Пример: для поддержания системы капитализма необходимо наличие совокупности определенных материальных условий. Некоторые из них:

— рабочие должны быть отчуждены от средств производства, лишены возможности поддерживать свое существование иначе, как продавая рабочую силу капиталисту.

— рабочий класс должен быть разоружен, всеобщее вооружение – заменено особыми отрядами вооруженных людей на службе буржуазии (полиция, армия).

— рабочий класс должен быть разобщен и дезорганизован, должны быть приняты все возможные меры, препятствующие какой-либо его организации.

При наличии этих условий рабочему выгоднее работать, обеспечивая себя и свою семью минимумом средств существования, чем не работать и лишиться этих средств, иными словами ему становиться выгодно продавать свою рабочую силу, выгодно позволять капиталисту присваивать часть своего труда, подвергаться эксплуатации. Наоборот, в этих условиях ему не выгодно выступать против своего работодателя или участвовать в революционной борьбе, рискуя лишиться работы, свободы или жизни.

Но его интересы противоречивы: ему также выгодно иметь хорошие условия труда, получать как можно большую зарплату, работая при этом как можно меньше, и т.д., т.е. подвергаться меньшей эксплуатации. Эти его интересы находятся в непримиримом противоречии с интересами его нанимателя, который хочет эксплуатировать его как можно больше. Для того чтобы он мог включиться в борьбу за эти свои интересы, условия, препятствующие этому, должны быть устранены: например, коллектив его предприятия должен организоваться в профсоюз или он – вступить в партию и т.д.

Также эти условия перестают действовать в ходе неизбежных кризисов капитализма: когда предприятия закрываются, рабочие увольняются, зарплаты задерживаются, а цены растут, в этих новых условиях рабочему становится все выгоднее не молчать больше, а открыто выступить против хозяина, выйти на массовую акцию, взять в руки оружие и т.д.

Подчинение. Добровольно ли рабочий продает свою рабочую силу? Добровольно ли соглашается на эксплуатацию? С формальной точки зрения да: он выступает как совершенно свободный продавец на рынке рабочей силы, и, более того, именно это положение отличает его от раба, делает рабочим. Однако, имей он возможность поддерживать свое существование иным способом, стал бы он тратить свое время и силы на ненавистной работе, согласился бы подвергаться эксплуатации? Конечно, нет. Следовательно, хотя никто, за редкими исключениями, не принуждается к труду посредством насилия, определенное принуждение здесь все же имеет место и именно в нем все и дело. Из сказанного выше следует, что это принуждение носит прежде всего экономический характер.

С чьей же стороны оно осуществляется? Со стороны ли отдельного капиталиста? Нет. Сам по себе капиталист, кроме некоторых исключений, не может заставить рабочего наняться именно к нему. Однако у самого рабочего нет выбора: действительность капитализма принуждает его чтобы выжить наниматься на работу, и он нанимается туда, где условия являются наиболее выгодными из возможных. В отношении него совершается принуждение, но не отдельно взятым капиталистом, а всей исторически сложившейся системой капитализма.

II Патриархат и женский вопрос

Современное общество в высокой степени патриархально, т.е. мужчины и женщины занимают в нем разное экономическое, социальное, культурное и т.д. положение, обладают разным социальным полом (гендером), причем положение женщины является угнетенным.
Патриархат не является результатом чей-либо сознательной воли, он не был искусственно выдуман или введен, а является продуктом длительного и противоречивого естественноисторического развития.
Возникновение патриархата. В основе патриархата первоначально лежали объективно существующие биологические различия между мужчинами и женщинами: в первую очередь различие репродуктивных функций, но также и некоторое среднее различие в физиологических показателях, таких как физическая сила, выносливость и т.д. Однако эти различия играют роль вовсе не сами по себе, а лишь будучи преломленными сквозь призму социально-экономических отношений. При первобытных способах производства производительные силы племени были настолько низки, что его выживание могло быть достигнуто лишь путем наиболее полного использования всех имеющихся ресурсов. В этих условиях положение человека в племени определялось не формальными признаками, а его объективными способностями и возможностями. В тот период, следовательно, не существовало и не могло существовать никакого угнетения или эксплуатации женщин в современном смысле.

Только развитие производительных сил и вызванное им разложение первоначальной общины, возникновение собственности и классового общества привели к возникновению патриархата. С тех пор он претерпел длительное развитие, в ходе которого выражался в различных формах, зависящих от способа производства и общего характера общественных отношений.

Из выше сказанного следует, что для уничтожения патриархата необходимо не уничтожение биологических различий между мужчиной и женщиной, а уничтожение экономических предпосылок патриархата. Действительно, к настоящему моменту развитие производительных сил достигло такой степени, что все различия в физической силе полностью нивелируются, общество способно в огромной мере взять на себя заботу о воспитании и развитии детей и т.д.

Подпишитесь на нас в telegram

Патриархат и капитализм. С момента своего зарождения капитализм беспощадно уничтожал все элементы старого общества, мешающие его развитию, препятствующие извлечению прибыли, укрупнению капиталов и т.д. Последовательно были разрушены все феодально-абсолютистские препятствия, системы права, нормы средневековой морали и т.д.
Такое же преобразующее действие капитал оказал на сложившуюся систему патриархата и патриархальной семьи: развитие промышленности и урбанизация, появление массового производства, изменение способов ведения сельского хозяйства разрушили старую крестьянскую семью, разорвали старые связи, привели к тому, что женщины стали наниматься на работу наравне с мужчинами и т.д.
Однако при всех изменениях патриархат был не полностью уничтожен, а лишь приспособлен к нуждам капитализма. Почему? Очевидно потому, что он оказался выгоден буржуазии, и выгоден прежде всего экономически, т.е. с точки зрения эксплуатации рабочего класса.

Экономическая основа патриархата. В чем заключается эта выгода? Рассмотрим для примера вопрос воспитания и образования детей. В капиталистическом обществе, где всякое благо может выступать лишь в форме товара, покупаемого на рынке, забота о детях, уход за ними, предоставление качественного всестороннего образования могут осуществляться также лишь в форме платной услуги, но в этом виде они не могут быть доступны для большинства рабочего класса. Всеобщее образование, в том числе и дошкольное, возможно только на государственной основе, финансируемое из бюджета, т.е. существующее на часть прибавочной стоимости, отчуждаемой государством у капиталиста в виде налогов. Такая система снижает прибыль капиталиста, противоречит его интересам. Поэтому ему выгодно переложить заботу о ребенке с государства на семью. То же относится и к питанию, различным бытовым потребностям, потребности в досуги и отдыхе и т.д. и т.п. Система патриархата, при которой вся работа по дому (приготовление пищи, уборка, стирка, уход за детьми и т.д.) целиком и полностью ложилась на женщину, как нельзя лучше отвечала этой потребности капиталистов. Теперь женщина все так же продолжает выполнять все те же функции (неоплачиваемый труд), но кроме этого наравне с мужчиной, а часто и больше, вынуждена работать на капиталиста, эксплуатироваться им («двойная занятость»).

Кроме того, подчиненное положение женщины при патриархате позволяет капиталисту эксплуатировать ее в большей степени, платя меньшую зарплату за равный труд, т.е. покупая ее рабочую силу ниже стоимости (женщины по статистике в среднем получают на 30-40% меньше мужчин, работают на самых низкооплачиваемых работах: медицина, образование, меньше мужчин защищены в социальном плане). Капиталисты также играют и на патриархальных предрассудках мужчины, как «настоящего мужика», «добытчика», который обязан прокормить семью. Это находит свое выражение в переработках, плохих и тяжелых условиях труда, призывной службе и т.д.

Патриархальная мораль. Таковы экономические предпосылки патриархата, на основе которых строятся соответствующие им право, мораль и идеология. В соответствии с патриархальной моралью все поведение человека должно быть вписано в рамки одной из двух моделей поведения или гендерных ролей: маскулинной для мужчин, ее характеризуют сила, решительность, ум, воля и т.д., и феминной для женщин, ее отличительными чертами являются слабость, покорность, нерешительность, умение приспосабливаться и подчиняться, забота и нежность и т.д. Поведение, которое считается приемлемым для мужчин, например, добрачные и внебрачные половые связи, табуируется для женщин. Любое отступление, любой выход за рамки предназначенных патриархатом ролей осуждается и наказывается.

Система патриархата и патриархальной морали приводит к таким явлениям как домашнее и сексуальное насилие, гомофобия, проституция, пренебрежительное, презрительное отношение к женщинам. Она препятствует формированию человечных, доверительных и уважительных отношений между мужчиной и женщиной, ежечасно отравляет их личную и сексуальную жизнь.
Помимо указанных выше чисто экономических причин важную роль в поддержании патриархата играет и то, что он разделяет рабочий класс по половому (т.е. внеклассовому) признаку, препятствует организации рабочих и повышении их сознательности, затрудняет участие женщин в профсоюзной и политической борьбе и т.д. В этом плане он является одной из важнейших опор капиталистического способа производства.
Классовый характер патриархата. Как и все институты буржуазного общества, патриархат носит в нем ярко выраженный характер. Формы, в которых он проявляется в буржуазных и пролетарских семьях, полностью различны. Конечно, несмотря ни на какие иллюзии, во всех случаях буржуазный брак является прежде всего не любовным, а экономическим союзом, однако сам характер экономических взаимоотношений между, скажем, Лужковым и Батуриной или Шуваловым и его женой не имеет ничего общего с семьей рабочих. Жена капиталиста может полностью снять с себя бытовые обязанности, заботу о воспитании детей и необходимость зарабатывать на хлеб, имеет широкие возможности для отдыха и культурного развития, и хотя в обмен на это она обязана сексуально обслуживать своего партнера, ее положение совершенно отличается от положения женщины-работницы или студентки из рабочей семьи.

Наша позиция по женскому вопросу также имеет четко классовый характер: мы боремся не за освобождение «женщин вообще», а за освобождение женщин из рабочего класса и близких к нему слоев.

Наше отношение к женскому вопросу. Из всего сказанного следует, что современный патриархат является, с одной стороны, одним из многих следствий капитализма наряду с другими формами эксплуатации и дискриминации, а с другой – одной из важнейших его опор. Поэтому борьба против патриархата неотделима для нас от борьбы против капитализма и является одним из наиболее важных направлений нашей работы.

Наша программа. Каким же образом мы предлагаем бороться с патриархатом? Каким способам надеемся его уничтожить? В соответствии со сказанным во введении, патриархат не мог бы существовать, если бы не существовали определенные материальные предпосылки к этому: недостаток и высокая стоимость жилья, отсутствие систем общедоступного качественного питания и бытового обслуживания, ухода за детьми, культурного досуга и отдыха, низкая оплата труда и высокая эксплуатация на работе, отсутствие центров психологической поддержки и кризисной помощи и т.д. Если бы женщина была экономически независима от мужчины, ей были обеспечены прочные социальные гарантии, она не смогла бы по-прежнему смотреть на свои прежние отношения. Рано или поздно к ней бы неизбежно пришло осознание ее угнетенного положения, а значит и освобождение от него. Наоборот, до тех пор пока не уничтожены эти предпосылки нечего и думать об освобождении женщин: патриархальные отношения будут вновь и вновь порождаться ими.

Поэтому и основной упор в своей программе мы делаем не на культурные и психологические, а прежде всего на экономические основы патриархата, наша программа – главным образом программа экономическая. И подобно тому, как патриархат неразрывно связан для нас с капитализмом, борьба за освобождение женщины неразрывно связана с борьбой за новое социалистическое общество. Мы предельно ясно говорим, что предпосылки капитализма можно уничтожить только развивая социальную сферу и уничтожив эксплуатацию на работе, а для этого необходимо прежде всего наполнить бюджет, национализировав банки и промышленные предприятия под рабочим контролем и управлением.

Сказанное вовсе не означает, будто мы, как многие «левые», полагаем, что работать по женскому вопросу сейчас не нужно, не нужно вести агитацию, привлекать на свою сторону активисток феминистских организаций, что нужно сосредоточить все силы исключительно на рабочей борьбе, а социалистическая революция сама собой автоматически разрешит женский вопрос. Это также не означает, что в своей работе мы должны игнорировать личную и психологическую работу с членами и контактами по гендерным вопросам, не должны бороться с сексизмом в организации.

Наоборот, именно сейчас такая деятельность особенно необходима, поскольку мало что так осложняет нашу работу как взаимное недоверие мужчин и женщин из рабочего класса, как его разобщенность, как нерешительность и боязнь политики среди женщин.

Говорить о культурных, психологических и индивидуальных аспектах патриархата можно долго, но, если это не привязано к верной программе и не выражено в тактически верных действиях, это не может никак изменить ситуацию, а значит не может никого привлечь. Активно работая по женскому вопросу, популяризую нашу программу по этому вопросу, мы не только способствуем развитию и укреплению женского движения, но и связываем его с идеей социалистической революции, развиваем также левое и рабочее движение, привлекаем к нам в организацию новых заинтересованных в этой деятельности товарищей.
Более того, только на этой основе становится возможной действительная, конструктивная работа по освобождению товарищей от остатков патриархальных взглядов, по борьбе с сексизмом в организации.

III Радикальный феминизм и «война полов»

Последовательная и эффективная борьба с патриархатом возможна только с позиций коммунистического, марксистского феминизма, изложенных в предыдущем разделе. Однако в женском движении существует целый спектр позиций и течений, в том или ином пункте расходящихся или даже прямо противоречащих нашим взглядам. Вопрос о нашем отношении к ним и взаимодействии с ними критически важен при работе по женскому вопросу.

Радикальный феминизм. Множество направлений, занимающих промежуточное положение между марксистским и либеральным феминизмом, принято обозначать общим термином «радикальный феминизм». Радикальный феминизм не преставляет собой единого движения с непротиворечивой позицией, в нем представлены самые разные взгляды и точки зрения. Однако общим для них является игнорирование, в различной степени, классовой основы патриархата, а также признание, в той или иной форме концепции «войны полов».

«Война полов». В наиболее резкой форме идея «войны полов» может быть выражена в следующей форме: патриархат заключается в подавлении и эксплуатации женщин как некой совокупности мужчинами как некой совокупностью. Женщины и мужчины обладают некими общими, неизменными и антагонистичными интересами: первым выгодно уничтожение патриархата, вторым – наоборот, его сохранение и закрепление. Различие этих интересов обусловлено биологическими или иными неустранимыми причинами. А значит и противоречие между мужчинами и женщинами, конфликт их интересов носит совершенно непримиримый характер.

Между тем, говорить будто женщинам выгодно выступать против патриархата, а мужчинам – за него, означает недопустимо огрублять ситуацию: в действительности, в соответствии со сказанным во введении, интересы как мужчин-рабочих, так и женщин работниц в патриархальном обществе носят противоречивый характер. Патриархат существует только в силу совершенно определенных, существующих в нашем обществе условий, в силу действия которых как мужчинам, так и женщинам из рабочего класса выгодно не противостоять, а, наоборот, подчиняться патриархату. Действительно, мужчине выгодно не выполнять работу по дому, не заниматься готовкой, не тратить массу времени на уход за детьми, выгодно, чтобы его сексуально обслуживали, ему неприятно, когда женщина не соглашается с ним, и т.д. Женщине также выгодно иметь мужа, который может ее материально поддержать, который будет, пусть и в малой степени, любить и заботиться о ней, и, наоборот, ей не выгодно подвергнуться насилию и осуждению в семье, травле на работе и среди соседей, подвергнуться опасности остаться без дома или средств существования. (И точно так же как и в случае с рабочим, оставшимся без работы из-за кризиса, ситуация изменяется, когда женщина сталкивается с сексуальным или домашним насилием и т.д., когда, как ни старалась она принять отведенную ей патриархатом роль, как ни приспосабливалась, ее существование становится невыносимым).

Однако это далеко не единственная «выгода», которую имеют мужчины и женщины: если бы материальные условия были бы иными, иными стали бы и их непосредственные интересы. Как женщинам-работницам, так и мужчинам-рабочим в действительности выгодно вместе бороться за изменение этих условий: за достойные зарплаты и условия труда, высокие стипендии, пенсии и материнские пособия, за качественные и доступные медицину и образование и т.д. и т.п. В области личных отношений им также выгодно жить не в атмосфере взаимных упреков, лжи и ненависти, а иметь подлинно человеческие отношения, основанные на взаимном понимании и уважении.

Задача социалиста как раз в том и состоит, чтобы объяснить рабочему или работнице этот зачастую не осознаваемый ими интерес, убедить их в его выполнимости, в возможности действительных изменений жизни, привести их к необходимости борьбы против патриархата, за социалистическое преобразование общества.

В действительности патриархат является не столько эксплуатацией женщин мужчинами, сколько одной из форм эксплуатации как женщин, так и мужчин из пролетариата буржуазией. Никакого непримиримого противоречия между мужчинами и женщинами не существует, оно создается искусственно, чтобы затушевать единственное объективно существующее непримиримое противоречие – противоречие между интересами пролетариата и буржуазии, и исчезнет вместе с его уничтожением.

Мы выступаем против патриархата в частности потому, что он раскалывает рабочий класс, мешает ему объединиться, чтобы трудящиеся мужчины и женщины вместе боролись за свои общие классовые интересы. Но концепция «войны полов» раскалывает его в ничуть не меньшей степени, сеет среди трудящихся иллюзии, мешает борьбе, а потому не может быть охарактеризована иначе, как вредная и совершенно чуждая нам.

Следует, однако, иметь в виду, что помимо приведенной выше максимально резкой формулировки «война полов» может принимать и другие, гораздо более мягкие формы.

— Например, как утверждение, что проводниками или субъектами патриархата являются лишь мужчины. Это идея выглядит уже гораздо более приемлемо. Однако оно не верно: конечно, по самой сути патриархата женщины и мужчины играют в нем разные и во многом противоположные роли, однако патриархат был бы невозможен, ни будь сознание не только мужчин, но и женщин заражено патриархальностью. Речь не идет здесь о пресловутом тезисе «самадуравиновата», наоборот: если бы подавляющее большинство женщин осознавали значение патриархата в своей жизни и активно сопротивлялись ему, патриархату пришел бы конец.

— Другой вариант: уничтожение патриархата выгодно лишь женщинам, в то время как мужчины должны поддерживать борьбу против него исключительно из солидарных соображений. Но это также неверно: конечно, женщины угнетены патриархатом в гораздо большей степени, негативное влияние патриархата на мужчин имеет качественно иные формы, однако и их жизни он ежечасно ломает и разрушает, а значит и они вполне могут и должны воспринимать борьбу против него не только как некий акт самопожертвования, но и как свою личную борьбу. Если бы дело обстояло иначе, перспективы уничтожения патриархата были бы если и не иллюзорны, то крайне затруднительны.

Но если мы и отвергаем идею «войны полов» и считаем необходимым разъяснять ее ошибочность, то это еще не значит, что мы не должны взаимодействовать с теми, кто так или иначе ее разделяет. Для нас очевидно, что радикальный феминизм не может выполнить задачу освобождения женщин в точно такой же степени, как, скажем, «аполитичный» антифашизм или «аполитичный» экологизм не могут достичь декларируемых целей, но, несмотря на это, мы считаем полезным работать вместе с радикальными феминистками на принципах «единого фронта», т.е. на тех же самых принципах, на которых мы пытаемся взаимодействовать с экологами или антифашистами.

IV Борьба с сексизмом в организации

Под сексизмом обычно понимается различное поведение человека по отношению к мужчинам и женщинам вместе с более или менее ясно осознаваемой системой соответствующих ему представлений. Однако определенные различия между мужчинами и женщинами объективно существуют, они порождаются самой системой патриархата, например, когда женщинам, как правило, тяжело участвовать в дискуссии с мужчинами, отстаивать перед ними свою точку зрения и т.д. В работе организации мы не можем не считаться с этими различиями, наоборот если товарищ не принимает их в расчет, строя свое взаимодействие как с мужчинами, так и с женщинами совершенно одинаковым образом, то это может негативно сказаться на атмосфере внутри организации, мешать ее работе. Поэтому на практике у нас сложилось несколько отличное от общепринятого понимание сексизма как любого нежелательного гендерно обусловленного поведения. Кажется разумным, ясно и четко обговорить именно такое использование термина «сексизм» в дальнейшем, либо, если это по каким-либо причинам невозможно, договориться об использовании более точного термина.

Противоречия патриархата в виде сексистского поведения неизбежно и постоянно проникают внутрь организации, отражаются на внутренних отношениях, мешают ее работе. Поэтому постоянная и жесткая борьба с сексизмом является одним из важнейших направлений нашей кадровой работы.

В то же время от ряда товарищей можно слышать скептические отзывы об этой работе и даже утверждение, что борьба с сексизмом зачастую принимала у нас характер «охоты на ведьм». Хотя с такой оценкой ни в коей мере нельзя согласиться, по всей видимости, она свидетельствует о том, что в работе по этому направлению были объективно допущены некоторые перегибы и ошибки, что не все товарищи вполне понимают всю важность этой борьбы и, по каким-то причинам, не могут устранить своих сомнений путем обсуждения с ответственными.

Борьба с сексизмом, как и любая другая наша деятельность, должна носить прежде всего не абстрактно-морализаторский, а сугубо практический характер. Окончательным критерием сексизма (в соответствии с оговоренным выше пониманием) для нас должны служить не какие-либо формальные признаки (а разумно раз и навсегда определить такие признаки просто невозможно, и любая попытка сделать это может привести только к путанице и большей неопределенности), а только общее влияние такого поведения на работу организации. Если какое-то действие товарища является правильным, т.е. приносит пользу организации, способствует выполнению поставленных задач, значит объективные условия были оценены верно, значит подобное действие не может быть расценено как сексизм. Наоборот, если какое-либо действие нанесло организации вред, но при этом оно не может быть оценено как гендерно обусловленное, значит это политическая, тактическая, какая угодно ошибка, но, опять же, не сексизм.

Кажется важным отметить, что в своей работе мы считаем необходимым обращаться не к чувству оппонента, а к его рассудку и практическому интересу, не к трескучей фразе, а к точным и обоснованным аргументам. Но необходимо понимать, что не всякая аргументация является корректной. Отличительной чертой корректного аргумента является то, что его можно по крайней мере в принципе опровергнуть. Аргумент, который не может быть опровергнут ни при каких условиях, должен быть признан некорректным и не приниматься в рассмотрение. Очевидно, что утверждение «ты — сексист» или «твое поведение является сексистским», если оно не является следствием анализа конкретного поведения, не может быть опровергнуто никаким возражением, точно так же как и утверждение «ты — дурак». В действительности оно является ничем иным как вариантом аргумента ad hominem, «перехода на личности», а значит не должно приниматься во внимание, так же как и все утверждения выводимые из него, например «ты отрицаешь это потому, что ты – сексист и не хочешь этого признавать».

Любое обвинение в адрес товарища не должно быть озвучено, если оно не имеет под собой веских и конкретных оснований.

Борьба с сексизмом – это не борьба с товарищами, допускающими сексистские высказывания или поведение, наоборот, это борьба за исправление их ошибок. Невозможно сомневаться, что товарищи состоят в организации потому, что считают себя способными принести ей какую-либо пользу, а значит каждый член, пока не доказано обратное, должен считаться кровно заинтересованным в улучшении ее работы, а следовательно, и в обсуждении и исправлении своего сексистского поведения. Однако нормальное и взвешенное обсуждение этого вопроса окажется невозможным, если он будет опасаться, что вместо товарищеского совета его с порога встретят обвинениями.

Другие записи из рубрики...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Подробнее:
Бертольд Брехт. Чтение на несколько минут

В третьем рейхе художнику приходится выбирать одно из двух: искусство творить или искусство оставаться в живых.

Закрыть