На полосе препятствий. Как провел лето профсоюз на «Форде» | Леворадикал

    На полосе препятствий. Как провел лето профсоюз на «Форде»

    Arm wrestling icon

    Начало лета запомнилось противостоянием на автозаводе «Форд». Конфликт профсоюза и администрации чуть не вылился в забастовку. Однако в августе коллектив предприятия встал перед новой проблемой – кризисом перепроизводства. Удастся ли МПРА предотвратить массовые сокращения?

    По лезвию бритвы

    24 июня на всеволожском заводе должна была вспыхнуть забастовка. В ходе долгих и трудных коллективных переговоров стороны, казалось, исчерпали все возможности для компромисса. Последнее заседание переговорной комиссии продлилось 12 часов и закончилось в 3 часа ночи… безрезультатно. Стачка казалась неизбежной, однако в самый последний момент стало известно о том, что сделаны новые уступки. В итоге большинство работников «Форда» высказались за соглашение.

    Результатом трудового конфликта стало повышение зарплаты в 2014 году на величину инфляции + 1% (ранее работодатель настаивал на 0,5%). Кроме того, было решено, что после общезаводского отпуска работодатель и профсоюз создадут рабочую группу по проработке вопроса об изменении критериев получения грейдов (квалификационных разрядов, от которых зависит размер зарплаты).

    Профсоюз предлагает отказаться от увязки получения грейдов с кайзенами и проектами (рационализаторскими предложениями). Работодатель в принципе согласился сделать это, но остается ряд моментов, нуждающихся в уточнении.

    На отдел логистики распространены нормы, ограничивающие нестандартную занятость (аутсорсинг). Таким образом, профсоюзу удалось сделать то, что не получилось в 2007-м, когда на «Форде» прошла рекордная по длительности забастовка. Результатом подписанного в июне соглашения стало двукратное уменьшение использования заемного труда. Профсоюз добился компенсации (в размере 3-х месячных окладов) для тех, кого увольняют по медицинским показаниям. Данная мера станет дополнительным стимулом для работодателя, чтобы трудоустраивать данную категорию рабочих, а не выбрасывать их на улицу.

    Подпишитесь на нас в telegram

    Работникам, не оформляющим дополнительное медицинское страхование (ДМС) в течение 2-х лет подряд, будет выплачиваться денежная компенсация к отпуску в размере 10 тыс. рублей за каждый год (начиная с 2012). Это коснется 12% работников завода, которые не оформляли ДМС.

    «Безусловно, это компромисс, но компромисс почетный. Условия подписанного соглашения — середина между тем, чего требовали мы и первоначальной позицией ЗАО «Форд». Мы довольны результатом. Это лучшее, чего можно было достичь в данных обстоятельствах«, — так оценил условия договора председатель МПРА, бывший сварщик «Форда» Алексей Этманов.

    Покой нам только снится…

    Не успели рабочие «Форд» отойти от отпускного позитива как администрация «осчастливила» их новым ворохом проблем. В августе компания объявила о планах работы на второе полугодие. В планах – простои, переход с трехсменного на двухсменный режим работы и сокращения сотен рабочих.

    15 августа было официально объявлено об: уходе завода в простой с 23 августа по 8 сентября; введении двухсменного графика с 9 сентября; сокращениях штатов; запуске с 15 августа «программы добровольного увольнения».

    Первоначально сообщалось, что сокращения могут коснуться порядка 600 человек.

    Профсоюз вновь вступил в переговоры с работодателем и выдвинул свой план выхода из кризиса. В частности, профсоюз предложил увеличить имеющиеся и ввести дополнительные перерывы, привести условия труда в соответствие с нормами СанПИН и международными стандартами, сократить до нуля использование заемного труда, перевести часть производственных рабочих на офисные должности и др.

    «Любая транснациональная корпорация имеет аналитические отделы, которые прогнозируют развитие экономической ситуации. Надеялись на лучшее, но лучшее не произошло. Продажи упали у всех автоконцернов. С похожими проблемами наши коллеги сталкиваются везде, «Форд» — первая ласточка. Но могу сказать главное: объединенные в профсоюзы трудящиеся могут отстаивать свое место под солнцем. Кризис — это не повод, чтобы переложить весь груз на плечи работников… Если не удастся избежать сокращений, то они будут проходить в рамках тех договоренностей, которых мы уже достигли в диалоге с администрацией завода. В рамках коллективного договора работодатель должен провести целый ряд мероприятий, прежде чем сократить рабочие места», — заявил Алексей Этманов в интервью газете «Труд».

    Профсоюз вводит 36-часовую рабочую неделю

    21 августа МПРА добился важной и крайне своевременной победы в суде. Коллегия по гражданским делам вынесла определение, которое может стать прецедентом для тысяч российских трудящихся, чьи рабочие места признаны вредными.

    Еще в мае прошлого года профсоюз «Форд» обратился в суд с иском о признании незаконными результатов прошедшей на предприятии аттестации рабочих мест. Профсоюз не устроила ситуация, когда за труд во вредных условиях работники получают – в лучшем случае — лишь одну из предусмотренных законом компенсаций и льгот.

    Рассказывает профсоюзный юрист МПРА Ульяна Солнцева:

    «На рабочих местах класса вредности 3.1 и выше не были установлены льготы и компенсации или была установлена только одна из льгот – доплата в размере 4% часовой ставки, 7 дополнительных дней к отпуску и – на паре рабочих мест – 36-часовая рабочая неделя».

    МПРА смог доказать, что работодатель обязан предоставлять не один, а все три вида льгот одновременно. Трудность задачи, которую пришлось решать Ульяне Солнцевой, состояла в том, что в данном вопросе законодательство страдает неясностью и допускает разные трактовки:

    «До этого были решения, обязывающие работодателей установить какой-то один из видов компенсаций. Поэтому я считаю, что это – важный прецедент. Ответчик наверняка будет обжаловать определение коллегии, которое вступает в силу сегодня. Но в свете грядущих сокращений введение 36-часовой рабочей недели может стать способом минимизировать потери».

    Нет сокращениям!

    Одновременно с судебными баталиями на «Форде» шли переговоры. В момент, когда пишется эта статья, они еще не закончены. Однако профсоюзу уже удалось добиться важных промежуточных успехов. На сегодняшний день из первоначальных 600 под угрозой сокращения находятся около 90 сотрудников предприятия. Кроме того, работники, решившие добровольно уволиться с предприятия, получат своего рода «золотой парашют» в размере четырех месячных окладов.

    Однако в МПРА твердо намерены бороться за каждое рабочее место.

    «Работодатель еще не реализовал всех возможных мероприятий, которые могли бы сохранить занятость работников завода, — говорится в информационном листке профсоюза от 22 августа, — Мы настаиваем на полной финансовой прозрачности работодателя, доступе представителей профсоюза к необходимой бухгалтерской информации. Мы настаиваем на участии профсоюза в формировании и реализации кадровой политики предприятия. Пусть «оптимизаторы» всех рангов с месяц поработают на «линии», а потом подумают о сокращении рабочих мест! Мы настаиваем на организации процессов таким образом, чтобы это позволяло нормально обучаться на рабочих местах. Мы настаиваем на улучшении условий труда… Несмотря на то, что уже предпринятые меры позволили в шесть раз сократить число работников, которым грозило сокращение, на заводе еще есть внутренние резервы для увеличения количества штатных рабочих мест и трудоустройства».

    zp8497586rq

    Другие записи из рубрики...

    Подробнее:
    РПЦ возьмёт на себя часть социальных гарантий государства

    Современные научные представления о мире не дают шанса религии. Но нищета масс, трагедии, сыплющиеся на головы самых угнетённых и поиск высшей справедливости толкают наиболее бесправные и эксплуатируемые слои в сети церковных пауков. Этим систематически...

    Закрыть